Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ционно-содержательную (которая является основой как для работы с текстом, так и для выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений); мотива­ ционно-побудительную и функцию управ­ ления учебной деятельностью обучаемых. Однако выбирая аутентичный текст периодических изданий в качестве опоры ддя формирования собственных высказы­ ваний, для развития устно-речевых умений студентов старших курсов, необходимо учитывать целый ряд специфических осо­ бенностей организации процесса обучения. Данное положение прежде всего относится к системе упражнений, которая в конечном итоге обеспечивает успех формирования устно-речевых умений, позволяет наиболее рационально руководить учебно-позна­ вательной деятельностью обучающихся в процессе овладения иноязычной речью. В отечественной методике существуют разнообразные подходы к проблеме систем упражнений для обучения говорению на иностранном языке. Так, И. JI. Бим предла­ гает разделить все упражнения на три основных типа: подготовительные (овла­ дение речевыми образцами и отдельными речевыми действиями), собственно комму­ никативные (направлены на решение конкретных коммуникативных задач) и контролирующие (упражнения в говоре­ нии, специально нацеленные на контроль и самоконтроль). Изучив методический опыт по про­ блеме обучения говорению на основе аутентичных текстов, был разработан комплекс упражнений, направленных на совершенствование устно-речевых умений студентов старших курсов языковых факультетов в процессе работы над аутен­ тичными текстами немецкоязычных периодических изданий. Предлагаемая сис­ тема упражнений создана в соответствии со следующими основными методически­ ми принципами: а) принцип адекватности основных типов упражнений, входящих в него, ос­ новным лингвопсихологическим и дидак­ тическим особенностям; б) принцип учета таких особенностей говорения как естественного вида речевой деятельности, как ситуативность, естест­ венная мотивированность, автоматизм и продуктивность в пользовании языковым материалом; в) принцип взаимосвязанного исполь­ зования других видов речевой деятельно­ сти, прежде всего чтения и аудирования, как дополнительных опор и стимулов для развития умений говорения; г) принцип учета специфики лексиче­ ской стороны говорения при обучении мо­ нологическому высказыванию; д) принцип учета психологических закономерностей параллельного формиро­ вания речевых лексических навыков и раз­ вития монологических умений. Предлагаемая система упражнений со­ ставляет ядро разработанного учебно­ методического пособия «В зеркале культу­ ры». Данное пособие ставит своей целью развитие устно-речевых умений студентов старших курсов в пределах социально­ культурной тематики в процессе работы над аутентичными текстами периодиче­ ской немецкоязычной печати. Содержание отобранных текстов способствует развитию творческой активности студентов и умению оценивать и обсуждать актуальные события в культурной сфере, новинки кинемато­ графа, музыки и литературы, театральные постановки и выставки, жизнь и творчест­ во выдающихся деятелей искусства. Основными упражнениями, составляю­ щими предлагаемое пособие, являются: 1) рецептивные упражнения на понима­ ние смысловой и содержательной структуры аутентичного текста культурно-социального характера периодических изданий; 2) упражнения репродуктивного ха­ рактера; 3) продуктивные упражнения. Целью упражнений первого типа явля­ ется научение извлечению информации из прочитанного аутентичного текста. К упражнениям репродуктивного ха­ рактера мы отнесли следующие две группы упражнений: а) упражнения на репродук­ цию формы (вывода языкового материала текста в речь) и б) упражнения на репро­ дукцию содержания (С. Ф. Мацевич). Среди упражнений продуктивного характера мы выделяем два вида упражнений, соотнося их с этапами совершенствования монологических умений: упражнения про­ дуктивного характера с элементами репро

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=