Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5, 2008 с буквой w, и) и для умляутов; различные варианты написания не зафиксированы в четких правилах. И наконец, со звуковым принципом не соотносится написание прописных и строч­ ных букв, так как не существует «боль­ ших» и «маленьких звуков». Определенную противоположность фонетико-фонологическому принципу составляет морфологический (корневой) принцип, следующий тенденции по воз­ можности точно передавать не звуковую оболочку, а сохранять постоянным графи­ ческий образ в различном окружении. Ре­ гулирование орфографии с его помощью охватывает в первую очередь две области: так называемое «отвердение конечного со­ гласного» и умляут. Так, корни, которые заканчиваются взрывным или фрикативным звуком, в раз­ личном окружении произносятся по-раз­ ному ( Wald - Waldes, Tag - Tagung), написание при этом зависит не от различ­ ного их звучания, а от (вопреки различному произношению) теоретически установлен­ ной идентичности лежащего в основе обо­ их слов корня. Чувство родства корней приобретается у студентов так быстро и готовность пи­ сать, следуя этому чувству, вопреки собст­ венному восприятию, гак велика, что здесь практически не возникают проблемы. По-другому дело обстоит с умляутом, а именно с [а]-умляут. Здесь часто тяжело различить, когда простой звук обозначает­ ся с помощью а, а когда с помощью е, и совсем невозможно, когда дифтонг следует писать через аи, а когда через ей. Можно вывести этимологически обусловленное правило: а/аи необходимо писать там, где существует корневое родство с а/аи (mgstlich - Angst, Brauligam - Braut). Трудность заключается в том, что под влиянием умляутизации на протяжении языковой истории произошли значитель­ ные видоизменения во многих словах та­ ким образом, что этимологическое родство двух слов становится понятным только для специалиста [2, 104]. Однако и специалист может не понять объективно существую­ щего корневого родства, так как при его обнаружении он опирается, например, на правила правописания 1900 г., в которых могли быть не учтены некоторые моменты. Только так можно объяснить, что мы пи­ шем с одной стороны Gebdude, Iduten через аи из-за их взаимосвязи со словами Ьаиеп, laut (известной уже 1900 г.), с другой сто­ роны, Eltem, Schelle через е, хотя сегодня нам уже известно их этимологическое род­ ство со словами alt, Schall. Все эти обстоя­ тельства, учитывая фонетико-фонологи- ческий и морфологический принципы, могут привести к парадоксальной ситуа­ ции: как раз тот делает орфографические ошибки при написании слов, кто думает. В связи с этим особое внимание долж­ но быть уделено работе над морфемными элементами слов. Поэтому большое значе­ ние при обучении немецкой орфографии приобретает морфолого-орфографический анализ. Так, например, работая над словом behande, следует обращать внимание студен­ тов на орфограмму а, употребление которой становится понятным, если разбить слово на морфемные элементы be-, -hand- и -е, отло­ жившиеся ранее в памяти учащихся. Еще в большей противоположности фонетико-фонологическому принципу на­ ходится гетерографический (омонимиче­ ский) принцип. Он касается исключительно написания омофонов (Seite - Saite) и озна­ чает, что эти слова (принимая во внимание их различные значения и с целью улучше­ ния их идентификации в процессе чтения, т. е. с явным нарушением фонетико-фоно- логического принципа) должны писаться по-разному. При этом орфографическое различие создается с учетом имеющихся возможностей: обозначения одинаковых звуков с помощью различных букв, приме­ нения знаков долготы предшествующих звуков, умляута, изменения конечного звука, написания прописных и строчных букв. Так как невозможно предсказать, раз­ личается ли омонимичная пара при напи­ сании и если различается, то с помощью каких средств, то невозможно сформули­ ровать общие правила. Студент должен каждый конкретный случай заучивать наизусть. Понятие «эстетический принцип» яв­ ляется обобщением различных положений, которые касаются комбинирования букв: не существует удвоенного написания таких букв и буквосочетаний, как и, v, w, ch, sch,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=