Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5, 2008 с буквой w, и) и для умляутов; различные варианты написания не зафиксированы в четких правилах. И наконец, со звуковым принципом не соотносится написание прописных и строч ных букв, так как не существует «боль ших» и «маленьких звуков». Определенную противоположность фонетико-фонологическому принципу составляет морфологический (корневой) принцип, следующий тенденции по воз можности точно передавать не звуковую оболочку, а сохранять постоянным графи ческий образ в различном окружении. Ре гулирование орфографии с его помощью охватывает в первую очередь две области: так называемое «отвердение конечного со гласного» и умляут. Так, корни, которые заканчиваются взрывным или фрикативным звуком, в раз личном окружении произносятся по-раз ному ( Wald - Waldes, Tag - Tagung), написание при этом зависит не от различ ного их звучания, а от (вопреки различному произношению) теоретически установлен ной идентичности лежащего в основе обо их слов корня. Чувство родства корней приобретается у студентов так быстро и готовность пи сать, следуя этому чувству, вопреки собст венному восприятию, гак велика, что здесь практически не возникают проблемы. По-другому дело обстоит с умляутом, а именно с [а]-умляут. Здесь часто тяжело различить, когда простой звук обозначает ся с помощью а, а когда с помощью е, и совсем невозможно, когда дифтонг следует писать через аи, а когда через ей. Можно вывести этимологически обусловленное правило: а/аи необходимо писать там, где существует корневое родство с а/аи (mgstlich - Angst, Brauligam - Braut). Трудность заключается в том, что под влиянием умляутизации на протяжении языковой истории произошли значитель ные видоизменения во многих словах та ким образом, что этимологическое родство двух слов становится понятным только для специалиста [2, 104]. Однако и специалист может не понять объективно существую щего корневого родства, так как при его обнаружении он опирается, например, на правила правописания 1900 г., в которых могли быть не учтены некоторые моменты. Только так можно объяснить, что мы пи шем с одной стороны Gebdude, Iduten через аи из-за их взаимосвязи со словами Ьаиеп, laut (известной уже 1900 г.), с другой сто роны, Eltem, Schelle через е, хотя сегодня нам уже известно их этимологическое род ство со словами alt, Schall. Все эти обстоя тельства, учитывая фонетико-фонологи- ческий и морфологический принципы, могут привести к парадоксальной ситуа ции: как раз тот делает орфографические ошибки при написании слов, кто думает. В связи с этим особое внимание долж но быть уделено работе над морфемными элементами слов. Поэтому большое значе ние при обучении немецкой орфографии приобретает морфолого-орфографический анализ. Так, например, работая над словом behande, следует обращать внимание студен тов на орфограмму а, употребление которой становится понятным, если разбить слово на морфемные элементы be-, -hand- и -е, отло жившиеся ранее в памяти учащихся. Еще в большей противоположности фонетико-фонологическому принципу на ходится гетерографический (омонимиче ский) принцип. Он касается исключительно написания омофонов (Seite - Saite) и озна чает, что эти слова (принимая во внимание их различные значения и с целью улучше ния их идентификации в процессе чтения, т. е. с явным нарушением фонетико-фоно- логического принципа) должны писаться по-разному. При этом орфографическое различие создается с учетом имеющихся возможностей: обозначения одинаковых звуков с помощью различных букв, приме нения знаков долготы предшествующих звуков, умляута, изменения конечного звука, написания прописных и строчных букв. Так как невозможно предсказать, раз личается ли омонимичная пара при напи сании и если различается, то с помощью каких средств, то невозможно сформули ровать общие правила. Студент должен каждый конкретный случай заучивать наизусть. Понятие «эстетический принцип» яв ляется обобщением различных положений, которые касаются комбинирования букв: не существует удвоенного написания таких букв и буквосочетаний, как и, v, w, ch, sch,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=