Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ПЕДАГОГИКА № 5, 2008 Н. Е. Зернова. Т. Е. Воронина ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬМОЗГА ЧЕЛОВЕКАПРИМОДУЛЬНОМОБУЧЕНИИ Статья раскрывает сущность модульного обучения, в процессе которого сту­ дент работает практически самостоятельно по освоению индивидуальной модуль­ ной программы, составленной из отдельных модулей. Студент получает информа­ цию о структурных единицах модуля и ему самому предстоит методом логических рассуждений формировать связи между составными частями модуля, оживляя его в своем восприятии и пользовании. Статья предназначена для учителей и студентов. Современный человек живет в услови­ ях качественного эволюционного скачка всего комплекса его энергоинформацион­ ных взаимодействий с окружающим про­ странством. Мозг современного человека вынужден работать в качественно новых условиях. Лавинообразный процесс техни­ ческого перевооружения сделали крайне актуальным применение скоростных мето­ дов освоения человеком необходимых для него в ближайшем будущем специальных знаний, которые можно охарактеризовать как модульные. Модуль - это законченный блок ин­ формации, в который входят четко обозна­ ченные цели обучения. Модуль помогает выделить из содержания обучения особо значимые элементы. Он представляет со­ бой достаточно самостоятельную, логиче­ ски завершенную часть знания. Принцип модульности признает суще­ ствование четырех независимых, не поро­ ждающих друг друга, но неразрывно взаи­ мосвязанных субстанций бытия (материя, организация, информация, целостное су­ ществование), которые не существуют друг без друга отдельно в том отношении, что они взаимодействуют, изменяют, взаи­ мопроникают, входят друг в друга, и четы­ рех процессов движения (физическое, хи­ мическое, биологическое, социальное). Общая теория функциональных систем позволяет разделить на системные кванты весь спектр познавательной деятельности человека, опираясь на модульную органи­ зацию коры головного мозга человека. Такой организационный принцип был выдвинут американским физиологом В. Маунткаслом. Этот принцип базируется на трех отправных точках: 1) кора головного мозга состоит из сложных многоклеточных ансамблей, ос­ новная единица которых образована при­ мерно сотней вертикально связанных ней­ ронов всех слоев коры; 2) несколько сходных в своей основе простых вертикальных ансамблей могут объединяться с помощью межколоночных связей в более крупную единицу, перера­ батывающую информацию, - модуль или модулярную колонку; 3) модули не только получают и пере­ рабатывают информацию - они совместно функционируют в составе обширных пе­ тель, по которым информация, выходя из колонок, передается другим кортикальным и субкортикальным мишеням, а затем воз­ вращается обратно в кору. Головной мозг - это узел связи энер­ гоинформационных оболочек живого объ­ екта со средой обитания. В мозгу обособ­ лены целые зоны, специализирующиеся на обеспечении конкретных функций жизне­ деятельности организма, а также логиче­ ской и эмоциональной деятельности. Каждая макро- и микрозона мозга мо­ жет рассматриваться как колебательный контур или фрагмент приемо-передающей антенны. Свойства вещественной части энерго­ информационных процессов - «фрагмен­ тов мозга» обеспечивают инерционные качества колебательного контура-L, а С-свойства зондирующего окружающее пространство объекта, подобно электрону в атоме, обеспечивают дистанционный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=