Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ПЕДАГОГИКА № 5, 2008 Н. Е. Зернова. Т. Е. Воронина ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬМОЗГА ЧЕЛОВЕКАПРИМОДУЛЬНОМОБУЧЕНИИ Статья раскрывает сущность модульного обучения, в процессе которого сту дент работает практически самостоятельно по освоению индивидуальной модуль ной программы, составленной из отдельных модулей. Студент получает информа цию о структурных единицах модуля и ему самому предстоит методом логических рассуждений формировать связи между составными частями модуля, оживляя его в своем восприятии и пользовании. Статья предназначена для учителей и студентов. Современный человек живет в услови ях качественного эволюционного скачка всего комплекса его энергоинформацион ных взаимодействий с окружающим про странством. Мозг современного человека вынужден работать в качественно новых условиях. Лавинообразный процесс техни ческого перевооружения сделали крайне актуальным применение скоростных мето дов освоения человеком необходимых для него в ближайшем будущем специальных знаний, которые можно охарактеризовать как модульные. Модуль - это законченный блок ин формации, в который входят четко обозна ченные цели обучения. Модуль помогает выделить из содержания обучения особо значимые элементы. Он представляет со бой достаточно самостоятельную, логиче ски завершенную часть знания. Принцип модульности признает суще ствование четырех независимых, не поро ждающих друг друга, но неразрывно взаи мосвязанных субстанций бытия (материя, организация, информация, целостное су ществование), которые не существуют друг без друга отдельно в том отношении, что они взаимодействуют, изменяют, взаи мопроникают, входят друг в друга, и четы рех процессов движения (физическое, хи мическое, биологическое, социальное). Общая теория функциональных систем позволяет разделить на системные кванты весь спектр познавательной деятельности человека, опираясь на модульную органи зацию коры головного мозга человека. Такой организационный принцип был выдвинут американским физиологом В. Маунткаслом. Этот принцип базируется на трех отправных точках: 1) кора головного мозга состоит из сложных многоклеточных ансамблей, ос новная единица которых образована при мерно сотней вертикально связанных ней ронов всех слоев коры; 2) несколько сходных в своей основе простых вертикальных ансамблей могут объединяться с помощью межколоночных связей в более крупную единицу, перера батывающую информацию, - модуль или модулярную колонку; 3) модули не только получают и пере рабатывают информацию - они совместно функционируют в составе обширных пе тель, по которым информация, выходя из колонок, передается другим кортикальным и субкортикальным мишеням, а затем воз вращается обратно в кору. Головной мозг - это узел связи энер гоинформационных оболочек живого объ екта со средой обитания. В мозгу обособ лены целые зоны, специализирующиеся на обеспечении конкретных функций жизне деятельности организма, а также логиче ской и эмоциональной деятельности. Каждая макро- и микрозона мозга мо жет рассматриваться как колебательный контур или фрагмент приемо-передающей антенны. Свойства вещественной части энерго информационных процессов - «фрагмен тов мозга» обеспечивают инерционные качества колебательного контура-L, а С-свойства зондирующего окружающее пространство объекта, подобно электрону в атоме, обеспечивают дистанционный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=