Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
№ 5,2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Признавая необходимость развития познавательных процессов с целью повыше ния эффективности учения, ряд ученых при держивается следующей точки зрения: .для успешного освоения многих школьных предметов учащиеся должны обладать высо ким уровнем развития памяти, так как па мять - это важнейший познавательный процесс, который лежит в основе обучения. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и в конечном итоге влияет на отношение к учебе ишколе. По мнению многих авторов, недоста точный уровень развития внимания тоже может стать причиной трудностей при ос воении учебной программы. О. М. Разумниковой и Е. И. Николае вой [18] было проведено исследование, ко торое показало, что чем больше симптомов нарушения внимания, тем ниже отметки по всем предметам. Этой же точки зрения придерживается и Г. М. Пономарева [17]. Она утверждает, что почти все школьники, устойчиво успевающие на «три», имеют дефекты организованности внимания, что, безусловно, может быть одной из причин трудностей в обучении. Из всех изучаемых свойств внимания самая большая связь об наружена между успеваемостью и пере- ключаемостью внимания [5], В ряде случаев недостатки развития мыслительных процессов могут быть вы званы возрастными особенностями мысли тельной деятельности. Так, конкретность мышления младших школьников затрудня ет понимание переносного значения слов и словосочетаний, синкретичность мышле ния приводит к неправильным умозаклю чениям. Инертность мышления может привести к образованию шаблонов [14]. Незрелость зрительно-пространствен ного восприятия, зрительной перцепции и пространственного гнозиса являются важнейшими факторами, определяющими трудности в обучении. В начале обучения не сформировано зрительное восприятие у 75 % мальчиков и 57 % девочек [7]. Несформированность зрительно-моторных координаций определяет трудности на чального этапа формирования навыка письма (букв и цифр). Е. С. Гобова [3], М. Гриндер [4] связы вают усвоение учебного материала с веду щей репрезентативной системой учащихся. Если у ребенка хорошо развиты и зритель ная, и слуховая, и кинестетическая систе мы, он может свободно переводить информацию из одной системы в другую, обучение дается ему легко. Если же ребе нок опирается только на одну из систем, учитель должен давать материал в соответ ствии с этой системой. A. J1. Сиротюк [20], Е. С. Гобова [3] рекомендуют многосен сорное обучение детей, в процессе которо го информация дается по нескольким каналам. Для более успешного обучения необходимо задействовать все три канала восприятия: визуальный, аудиальный, ки нестетический. Причиной низкой эффективности и ин тенсивности учебной деятельности могут быть нарушения в эмоционально-волевой сфере. К нарушениям в эмоционально волевой сфере, обусловливающим низкую эффективность обучения, можно отнести инфантильность, отсутствие целеустремлен ности, низкий уровень саморегуляции. Низ кая интенсивность учебной деятельности является следствием несформированносги чувства ответственности, отрицательного эмоционального отношения к учению, чрез мерной импульсивности [2]. Нередко причинами неуспеваемости являются аффективные переживания школьника. Ученик начинает неадекватно воспринимать отношения учителя к себе, считая, что тот несправедливо к нему относится. Это приводит к нарушению учебно-воспитательного процесса и в ре зультате - к неуспеваемости. В случаях, когда у ребенка ярко выражено отрица тельное отношение к школе и нежелание учиться, он начинает сопротивляться уче нию. Г. Б. Монина, Е. В. Панасюк [16] при водят данные, что к концу учебного года в первом классе число детей с отрица тельным отношением к школе увеличива ется с 10 % до 40 %. У детей повышается тревожность, появляется чувство страха перед школой. Тревожность может вызвать трудности в обучении. Проведенное Г. Б. Мо- ниной исследование позволило сделать вывод о снижении грамотности детей с вы соким уровнем школьной тревожности и о появлении у высокотревожных детей большого количества ошибок.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=