Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5, 2008 письму и чтению. Нейрофизиологические исследования [13, 19] показали, что около 70 % учащихся начальных классов не имеют соответствующую возрасту функциональ ную зрелость коры и регуляторных структур. Причинами такой несформированности яв ляются неблагоприятная среда, в которой происходит формирование ребенка и спе цифика созревания мозга ребенка. Выделяют четыре варианта причин школьной неуспеваемости, связанных с онто генезом мозга ребенка: 1) несовпадение по времени предъяв ляемых школьнику требований со стадией нормального анатомического и функ ционального развития мозга, тем самым происходит опережение возрастной го товности ребенка к выполнению постав ленных перед ним задач; 2) отставание или отклонение в анато мическом развитии отдельных мозговых структур; 3) несоответствие уровня функциони рования мозговых структур даже при нормальном морфологическом созревании мозга. При этом весьма существенным для оптимального функциогенеза является выполнение ребенком опережающих за дач в совместной деятельности со взрос лым, который берет на себя исполнение еще слабо функционирующих звеньев и тем самым обозначает их в сознании ребенка; 4) непроработка в процессе развития мозговых функциональных органов необ ходимых связей-взаимодействий как меж ду различными структурами мозга, так и между психическими процессами [13]. Среди нейропсихологических факто ров, влияющих на успешность обучения, выделяют особенности функциональной организации мозга. В исследовании В. Д. Еремеевой [8] анализировалась успеваемость детей раз ных типов латеральности. Оказалось, что больше всего пятерок по чтению, русскому языку и математике имели праворукие мальчики смешанных типов латеральности (левоглазые и правоухие). Хуже всех учи лись мальчики с левыми ведущими глазом и ухом. У девочек наиболее успешны были типы с ведущими правой рукой и правым глазом, хуже всех обучались левоглазые девочки. Значит, успешность обучения за- ВИСИТ ОТ ТОГО, «КОГО МЫ уЧИМ», Т. С. Ка ко и тип функциональной асимметрии мозга имеет данный ребенок. Далее обследовали детей массовой школы, обучающихся по методике «1-3» и «1-4». Здесь были обнаружены прямо противоположные результаты: наиболее успешны была группа мальчиков с левым ведущим глазом и левым ухом, а хуже всех учились мальчики смешанных типов. Таким образом, успешность обучения за висит и от того, «как мы учим», т. е. от методики обучения. В процессе примене ния той или иной методики создаются бо лее оптимальные условия для обучения каждой группе детей. Особенности функциональной органи зации мозга учителя также влияют на успешность обучения детей. Было уста новлено, что разные воспитатели неодина ково оценивают одного и того же ребенка. Праволатеральные педагоги ставят отметку выше средней по классу 90 % мальчиков праволатерального типа и 75 % девочек то го же типа, тогда как у педагогов других типов отметки этих детей колеблются око ло среднего уровня. Таким образом, на ус пешность педагогического процесса влияет и то, «кто учит ребенка». Авторы назвали это явление «законом нейропсихологиче- ской несовместимости» [8]. В отдельных случаях трудности в обу чении могут быть обусловлены различны ми психологическими причинами. Среди психологических факторов мож но выделить несколько сфер, влияющих на обучение: познавательная, мотивационная, эмоционально-волевая. JI. Б. Ермолаева-Томина, И. А. Ако пянц, В. К. Воеводкина [9] указывают, что для успешного овладения школьниками каждого предмета необходимо формиро вать у них определенные качества познава тельных процессов. Так, при изучении русского языка в первую очередь надо раз вивать зрительную и двигательную память, точность, объем запоминаемого материала, конкретность восприятия, операции анали за и обобщения; при изучении математики - конкретность восприятия, точность, проч ность памяти, аналитические способности, умение делать умозаключения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=