Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5, 2008 письму и чтению. Нейрофизиологические исследования [13, 19] показали, что около 70 % учащихся начальных классов не имеют соответствующую возрасту функциональ­ ную зрелость коры и регуляторных структур. Причинами такой несформированности яв­ ляются неблагоприятная среда, в которой происходит формирование ребенка и спе­ цифика созревания мозга ребенка. Выделяют четыре варианта причин школьной неуспеваемости, связанных с онто­ генезом мозга ребенка: 1) несовпадение по времени предъяв­ ляемых школьнику требований со стадией нормального анатомического и функ­ ционального развития мозга, тем самым происходит опережение возрастной го­ товности ребенка к выполнению постав­ ленных перед ним задач; 2) отставание или отклонение в анато­ мическом развитии отдельных мозговых структур; 3) несоответствие уровня функциони­ рования мозговых структур даже при нормальном морфологическом созревании мозга. При этом весьма существенным для оптимального функциогенеза является выполнение ребенком опережающих за­ дач в совместной деятельности со взрос­ лым, который берет на себя исполнение еще слабо функционирующих звеньев и тем самым обозначает их в сознании ребенка; 4) непроработка в процессе развития мозговых функциональных органов необ­ ходимых связей-взаимодействий как меж­ ду различными структурами мозга, так и между психическими процессами [13]. Среди нейропсихологических факто­ ров, влияющих на успешность обучения, выделяют особенности функциональной организации мозга. В исследовании В. Д. Еремеевой [8] анализировалась успеваемость детей раз­ ных типов латеральности. Оказалось, что больше всего пятерок по чтению, русскому языку и математике имели праворукие мальчики смешанных типов латеральности (левоглазые и правоухие). Хуже всех учи­ лись мальчики с левыми ведущими глазом и ухом. У девочек наиболее успешны были типы с ведущими правой рукой и правым глазом, хуже всех обучались левоглазые девочки. Значит, успешность обучения за- ВИСИТ ОТ ТОГО, «КОГО МЫ уЧИМ», Т. С. Ка ко и тип функциональной асимметрии мозга имеет данный ребенок. Далее обследовали детей массовой школы, обучающихся по методике «1-3» и «1-4». Здесь были обнаружены прямо противоположные результаты: наиболее успешны была группа мальчиков с левым ведущим глазом и левым ухом, а хуже всех учились мальчики смешанных типов. Таким образом, успешность обучения за­ висит и от того, «как мы учим», т. е. от методики обучения. В процессе примене­ ния той или иной методики создаются бо­ лее оптимальные условия для обучения каждой группе детей. Особенности функциональной органи­ зации мозга учителя также влияют на успешность обучения детей. Было уста­ новлено, что разные воспитатели неодина­ ково оценивают одного и того же ребенка. Праволатеральные педагоги ставят отметку выше средней по классу 90 % мальчиков праволатерального типа и 75 % девочек то­ го же типа, тогда как у педагогов других типов отметки этих детей колеблются око­ ло среднего уровня. Таким образом, на ус­ пешность педагогического процесса влияет и то, «кто учит ребенка». Авторы назвали это явление «законом нейропсихологиче- ской несовместимости» [8]. В отдельных случаях трудности в обу­ чении могут быть обусловлены различны­ ми психологическими причинами. Среди психологических факторов мож­ но выделить несколько сфер, влияющих на обучение: познавательная, мотивационная, эмоционально-волевая. JI. Б. Ермолаева-Томина, И. А. Ако­ пянц, В. К. Воеводкина [9] указывают, что для успешного овладения школьниками каждого предмета необходимо формиро­ вать у них определенные качества познава­ тельных процессов. Так, при изучении русского языка в первую очередь надо раз­ вивать зрительную и двигательную память, точность, объем запоминаемого материала, конкретность восприятия, операции анали­ за и обобщения; при изучении математики - конкретность восприятия, точность, проч­ ность памяти, аналитические способности, умение делать умозаключения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=