Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Н. Н. Лебедева НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫТРУДНОСТЕЙ ВОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙМЛАДШЕГОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привело к росту числа детей, не способных адаптироваться к учебным нагрузкам без особого напряжения. Как показал ряд исследований, неуспеваемость в общеобразовательной школе выступает как явление, обусловленное разнообразными причинами. В статье пред­ ставлен анализ современных исследований, посвященных характеристике нейроп- сихологических и психологических причин школьных трудностей. К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие стойкие затруднения в освоении образова­ тельных программ при отсутствии выра­ женных нарушений интеллекта, откло­ нений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы, а также в силу раз­ личных социальных причин. Одной из основных проблем для со­ временной школы является ухудшение здоровья школьников. По данным исследо­ ваний, более 90 % детей в России имеют различные отклонения в состоянии здоро­ вья. Болезнь ослабляет ребенка, ухудшает состояние его нервной системы. М. М. Без­ руких, С. П. Ефимова, Е. Н. Юркевич [1] выявили четкую зависимость между со­ стоянием психического здоровья и трудно­ стями обучения у младших школьников. У детей с нарушениями здоровья отмечал­ ся и низкий уровень сформированное™ мыслительных процессов, и таких пара­ метров познавательной деятельности, как память, внимание, логическое мышление. Среди множества факторов, являю­ щихся причинами неуспеваемости школь­ ника, важное место занимает утомля­ емость, которая является основным признаком астенических состояний. При этом страдает функция переключения вни­ мания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к психическому на­ пряжению [11]. Как особую причину школьных труд­ ностей, выделяют минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они связаны с нару­ шением функционирования мозга в целом или нарушением функционирования отдельных его структур в частности. Ха­ рактерным признаком ММД являются по­ вышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, расстройство восприятия, по­ вышенная отвлекаемость, трудности пове­ дения, недостаточная сформированное™ навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения. Наиболее частыми проявлениями ММД являются синдромы гиперактавности и психомоторной заторможенности, кото­ рые могут вызывать школьные проблемы. Кардинальными признаками синдрома гиперактивности являются двигательная расторможенность, нарушение внимания, неусидчивость. Синдром гиперактивности сочетается с нарушениями памяти, работо­ способности, но основным проявлением данного отклонения в развитии является дефект внимания, который характеризуется снижением объема и концентрации и часто приводит к нарушениям усвоения знаний и проблемам с дисциплиной [15, 6]. Другой формой нейродинамических расстройств является психомоторная за­ торможенность. Дети с этим нарушением отличаются заметным снижением двига­ тельной активности, замедленным темпом психической деятельности. Эти дети также испытывают серьезные затруднения в учеб­ ной деятельности, так как не успевают работать в едином со всеми темпе, не спо­ собны к быстрому реагированию на изме­ нение тех или иных ситуаций. В последние годы получены данные о связи темпа индивидуального созревания головного мозга с трудностями при обучении

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=