Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Н. Н. Лебедева НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫТРУДНОСТЕЙ ВОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙМЛАДШЕГОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привело к росту числа детей, не способных адаптироваться к учебным нагрузкам без особого напряжения. Как показал ряд исследований, неуспеваемость в общеобразовательной школе выступает как явление, обусловленное разнообразными причинами. В статье пред ставлен анализ современных исследований, посвященных характеристике нейроп- сихологических и психологических причин школьных трудностей. К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие стойкие затруднения в освоении образова тельных программ при отсутствии выра женных нарушений интеллекта, откло нений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы, а также в силу раз личных социальных причин. Одной из основных проблем для со временной школы является ухудшение здоровья школьников. По данным исследо ваний, более 90 % детей в России имеют различные отклонения в состоянии здоро вья. Болезнь ослабляет ребенка, ухудшает состояние его нервной системы. М. М. Без руких, С. П. Ефимова, Е. Н. Юркевич [1] выявили четкую зависимость между со стоянием психического здоровья и трудно стями обучения у младших школьников. У детей с нарушениями здоровья отмечал ся и низкий уровень сформированное™ мыслительных процессов, и таких пара метров познавательной деятельности, как память, внимание, логическое мышление. Среди множества факторов, являю щихся причинами неуспеваемости школь ника, важное место занимает утомля емость, которая является основным признаком астенических состояний. При этом страдает функция переключения вни мания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к психическому на пряжению [11]. Как особую причину школьных труд ностей, выделяют минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они связаны с нару шением функционирования мозга в целом или нарушением функционирования отдельных его структур в частности. Ха рактерным признаком ММД являются по вышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, расстройство восприятия, по вышенная отвлекаемость, трудности пове дения, недостаточная сформированное™ навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения. Наиболее частыми проявлениями ММД являются синдромы гиперактавности и психомоторной заторможенности, кото рые могут вызывать школьные проблемы. Кардинальными признаками синдрома гиперактивности являются двигательная расторможенность, нарушение внимания, неусидчивость. Синдром гиперактивности сочетается с нарушениями памяти, работо способности, но основным проявлением данного отклонения в развитии является дефект внимания, который характеризуется снижением объема и концентрации и часто приводит к нарушениям усвоения знаний и проблемам с дисциплиной [15, 6]. Другой формой нейродинамических расстройств является психомоторная за торможенность. Дети с этим нарушением отличаются заметным снижением двига тельной активности, замедленным темпом психической деятельности. Эти дети также испытывают серьезные затруднения в учеб ной деятельности, так как не успевают работать в едином со всеми темпе, не спо собны к быстрому реагированию на изме нение тех или иных ситуаций. В последние годы получены данные о связи темпа индивидуального созревания головного мозга с трудностями при обучении
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=