Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. JI. Н. Толстого зационно-управленческая, консультативная и контрольно-оценочная. Совместно со сту- центами были выделены следующие ос­ новные этапы проектирования: 1) постановка цели, формулирование задач; 2) описание проблемы, затруднения; 3) диагностика исходного состояния; 4) моделирование желаемой ситуации; 5) концептуализация проекта; 6) стратегическая и тактическая про­ работка проекта; 7) теоретическое обоснование выбранно­ го направления, а также содержания, форм, методов и средств разрешения проблемы. При групповой работе в каждой мик­ рогруппе происходило обсуждение про­ блемы, возможных выходов из нее, согласование решений, совместное обос­ нование предлагаемых идей. Формой отчетности было представление оформ­ ленного проекта и его защита. После защиты проектов на последнем занятии с целью определения уровня овладе­ ния проектировочными умениями каждому студенту предлагалась педагогическая ситуация для создания индивидуального мини-проекта. Выполнение задания пред­ полагало аудиторную форму работы сту­ дентов, поэтому было проблематично полностью реализовать исследовательские возможности проектной деятельности из-за отсутствия доступа к литературе, но в ко­ нечном счете позволило представить об­ щую картину усвоения теоретических знаний по пройденному курсу. Диагностика уровня овладения проек­ тировочными умениями проводилась так­ же с помощью методов наблюдения и беседы, реализованных в процессе семи­ нарских занятий, на индивидуальных и групповых консультациях во время вы­ полнения студентами учебных проектов. Для оценки степени освоения проектной деятельности были взяты за основу сле­ дующие проектировочные умения: анализ проблемы (расчленение анализируемой си­ туации на составные части, соотнесение объ­ ективных показателей с «нормативными», установление взаимосвязи между элемента­ ми ситуации); проблематизация (рассмотре­ ние проблемного поля и выделение подпроблем, формулирование противоречия и ведущей проблемы); психологическая ди­ агностика выдвинутой проблемы (подбор и проведение диагностических методик, со­ ответствующих выдвинутой проблеме, вы­ явление причин возникновения проблемы); моделирование «эталонной» (нормативной, желаемой) ситуации (представление идеаль­ ного варианта разрешения проблемы с уче­ том имеющихся условий); целеполагание (формулирование перспективной цели, кон­ кретизация задач с учетом уровня развития и существующих условий); разработка стра­ тегической программы проекта (выбор кон­ цептуальной основь! проекта, т. е. системы взглядов, принципов, подходов, способов рассмотрения, понимания и представлений о том, как можно решить существующую проблему); тактическая разработка проекта (выбор способов достижения цели в данных условиях, конструирование содержания и последовательности действий); прогнозиро­ вание побочных эффектов, а также факторов, содействующих и препятствующих реализа­ ции проекта, возможных затруднений; применение теоретических знаний (теорети­ ческое обоснование тактических действий); самоанализ и рефлексия (самоанализ успеш­ ности решения проблемы проекта, осмысле­ ние способов и результатов собственной деятельности). Анализ выполненных мини-проектов, данные наблюдений и бесед позволили зафиксировать уровень ограниченной сформированности у студентов таких про­ ектировочных умений, как целеполагание, концептуализация, теоретическое обосно­ вание тактических действий. На уровне достаточной сформированности оказались умения проблематизации, диагностики, моделирования «эталонной» ситуации, са­ моанализа и рефлексии. Наиболее легким в освоении (уровень успешного овладения) было умение анализировать проблемы, прогнозировать побочные эффекты, осу­ ществлять тактическую разработку проек­ та. Более успешно студенты справлялись с учетом в проектировании возрастных и социально-психологических особенно­ стей, сложнее давался анализ психолого­ педагогических аспектов. Успешность овладения проектировоч­ ными умениями, на наш взгляд, зависела прежде всего от осознания студентами ха­ рактера проектной деятельности, рефлексии процесса проектирования и обеспечение его непрерывности в ходе изучения основных отраслей психологии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=