Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. JI. Н. Толстого зационно-управленческая, консультативная и контрольно-оценочная. Совместно со сту- центами были выделены следующие ос новные этапы проектирования: 1) постановка цели, формулирование задач; 2) описание проблемы, затруднения; 3) диагностика исходного состояния; 4) моделирование желаемой ситуации; 5) концептуализация проекта; 6) стратегическая и тактическая про работка проекта; 7) теоретическое обоснование выбранно го направления, а также содержания, форм, методов и средств разрешения проблемы. При групповой работе в каждой мик рогруппе происходило обсуждение про блемы, возможных выходов из нее, согласование решений, совместное обос нование предлагаемых идей. Формой отчетности было представление оформ ленного проекта и его защита. После защиты проектов на последнем занятии с целью определения уровня овладе ния проектировочными умениями каждому студенту предлагалась педагогическая ситуация для создания индивидуального мини-проекта. Выполнение задания пред полагало аудиторную форму работы сту дентов, поэтому было проблематично полностью реализовать исследовательские возможности проектной деятельности из-за отсутствия доступа к литературе, но в ко нечном счете позволило представить об щую картину усвоения теоретических знаний по пройденному курсу. Диагностика уровня овладения проек тировочными умениями проводилась так же с помощью методов наблюдения и беседы, реализованных в процессе семи нарских занятий, на индивидуальных и групповых консультациях во время вы полнения студентами учебных проектов. Для оценки степени освоения проектной деятельности были взяты за основу сле дующие проектировочные умения: анализ проблемы (расчленение анализируемой си туации на составные части, соотнесение объ ективных показателей с «нормативными», установление взаимосвязи между элемента ми ситуации); проблематизация (рассмотре ние проблемного поля и выделение подпроблем, формулирование противоречия и ведущей проблемы); психологическая ди агностика выдвинутой проблемы (подбор и проведение диагностических методик, со ответствующих выдвинутой проблеме, вы явление причин возникновения проблемы); моделирование «эталонной» (нормативной, желаемой) ситуации (представление идеаль ного варианта разрешения проблемы с уче том имеющихся условий); целеполагание (формулирование перспективной цели, кон кретизация задач с учетом уровня развития и существующих условий); разработка стра тегической программы проекта (выбор кон цептуальной основь! проекта, т. е. системы взглядов, принципов, подходов, способов рассмотрения, понимания и представлений о том, как можно решить существующую проблему); тактическая разработка проекта (выбор способов достижения цели в данных условиях, конструирование содержания и последовательности действий); прогнозиро вание побочных эффектов, а также факторов, содействующих и препятствующих реализа ции проекта, возможных затруднений; применение теоретических знаний (теорети ческое обоснование тактических действий); самоанализ и рефлексия (самоанализ успеш ности решения проблемы проекта, осмысле ние способов и результатов собственной деятельности). Анализ выполненных мини-проектов, данные наблюдений и бесед позволили зафиксировать уровень ограниченной сформированности у студентов таких про ектировочных умений, как целеполагание, концептуализация, теоретическое обосно вание тактических действий. На уровне достаточной сформированности оказались умения проблематизации, диагностики, моделирования «эталонной» ситуации, са моанализа и рефлексии. Наиболее легким в освоении (уровень успешного овладения) было умение анализировать проблемы, прогнозировать побочные эффекты, осу ществлять тактическую разработку проек та. Более успешно студенты справлялись с учетом в проектировании возрастных и социально-психологических особенно стей, сложнее давался анализ психолого педагогических аспектов. Успешность овладения проектировоч ными умениями, на наш взгляд, зависела прежде всего от осознания студентами ха рактера проектной деятельности, рефлексии процесса проектирования и обеспечение его непрерывности в ходе изучения основных отраслей психологии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=