Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5 , 2008 Н. Н. Кудрявцева ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТАМИПЕДВУЗА В статье рассматривается опыт формирования у студентов педагогического ву за проектировочных умений при изучении основных разделов курса «Психология». Описана методика организации работы, приведены темы проектов, выделены про ектировочные умения. Одним из новых видов педагогической деятельности, оформившихся в последнее десятилетие, является педагогическое про ектирование (Н. А. Алексеев, Н. Н. Гор деева, В. В. Краевский, В. И. Криво- спицкая, Е. А. Крюкова, В. Е. Радионов, Е. И. Машбиц, В. Э. Штейнберг, Г. П. Щед- ровицкий и др.). Его спецификой является обучение участников проектирования в ходе самой деятельности (М. П. Горчако- ва-Сибирская, Е. С. Заир-Бек, JI. Н. Заха рова, В. В. Соколова, В. М. Соколов, И. А. Колесникова, Н. А. Масюкова и др.). Это обстоятельство определяет важность освоения проектной деятельности, форми рования проектировочных умений при подготовке будущих педагогов. Работа осуществлялась на протяжении трех лет обучения студентов факультета иностранных языков при изучении общей, возрастной, социальной и педагогической психологии. Специфика отраслей психоло гии отражалась прежде всего в проблема тике проектов. Общая психология предоставляла воз можность проектирования собственного индивидуально-личностного развития сту дента. Проекты были посвящены следую щим проблемам: развитие самосознания (формирование адекватной самооценки, развитие рефлексии), управление собой (эмоциональная саморегуляция, развитие воли, умения самоорганизации), развитие когнитивных процессов, развитие лично сти и индивидуальности (формирование ценностных ориентаций, коррекция черт характера) и др. Возрастная психология давала возможность разрабатывать проек ты на основе проблемных ситуаций из жизни детей и представлений о норматив ном развитии ребенка в определенном воз расте. Предлагались такие темы проектов, как: «Преодоление кризиса переходного возраста», «Формирование системы ценно стей у подростков», «Помощь в профес сиональном самоопределении в старших классах», «Преодоление инфантилизма в период ранней юности» и др. Социальная психология позволила разрабатывать про екты прежде всего в сфере межличностных отношений. В основе таких проектов лежали следующие проблемы: разрешение конфликтов, развитие коммуникативной компетентности учащихся, формирование групповой сплоченности, развитие класс ного коллектива и др. На занятиях по педа гогической психологии в качестве формы проблематизации для разработки конкрет ных проектов выступали практикумы. Учебное проектирование строилось по заказу конкретного образовательного уч реждения или выступало результатом раз решения проблемы, выявленной в ходе практикума по психологии. Для проекти рования отбирались проблемные ситуации, связанные с различного рода трудностями, противоречиями, столкновениями, возни кающими в образовательной практике. Эти ситуации и определили тематику разра батываемых проектов, таких как «По строение личностно-ориентированного взаимодействия учителя с учащимися», «Развитие познавательной активности под ростков», «Формирование индивидуально го стиля познавательной деятельности учеников» и др. На проблемных и проектных семина рах студенты могли разрабатывать по же ланию как индивидуальный, так и групповой проект (5-7 человек в группе). Были организованы также индивидуальные и групповые консультации. Основными функциями преподавателя в процессе ра боты студентов над проектами были органи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=