Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5 , 2008 Н. Н. Кудрявцева ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСТУДЕНТАМИПЕДВУЗА В статье рассматривается опыт формирования у студентов педагогического ву­ за проектировочных умений при изучении основных разделов курса «Психология». Описана методика организации работы, приведены темы проектов, выделены про­ ектировочные умения. Одним из новых видов педагогической деятельности, оформившихся в последнее десятилетие, является педагогическое про­ ектирование (Н. А. Алексеев, Н. Н. Гор­ деева, В. В. Краевский, В. И. Криво- спицкая, Е. А. Крюкова, В. Е. Радионов, Е. И. Машбиц, В. Э. Штейнберг, Г. П. Щед- ровицкий и др.). Его спецификой является обучение участников проектирования в ходе самой деятельности (М. П. Горчако- ва-Сибирская, Е. С. Заир-Бек, JI. Н. Заха­ рова, В. В. Соколова, В. М. Соколов, И. А. Колесникова, Н. А. Масюкова и др.). Это обстоятельство определяет важность освоения проектной деятельности, форми­ рования проектировочных умений при подготовке будущих педагогов. Работа осуществлялась на протяжении трех лет обучения студентов факультета иностранных языков при изучении общей, возрастной, социальной и педагогической психологии. Специфика отраслей психоло­ гии отражалась прежде всего в проблема­ тике проектов. Общая психология предоставляла воз­ можность проектирования собственного индивидуально-личностного развития сту­ дента. Проекты были посвящены следую­ щим проблемам: развитие самосознания (формирование адекватной самооценки, развитие рефлексии), управление собой (эмоциональная саморегуляция, развитие воли, умения самоорганизации), развитие когнитивных процессов, развитие лично­ сти и индивидуальности (формирование ценностных ориентаций, коррекция черт характера) и др. Возрастная психология давала возможность разрабатывать проек­ ты на основе проблемных ситуаций из жизни детей и представлений о норматив­ ном развитии ребенка в определенном воз­ расте. Предлагались такие темы проектов, как: «Преодоление кризиса переходного возраста», «Формирование системы ценно­ стей у подростков», «Помощь в профес­ сиональном самоопределении в старших классах», «Преодоление инфантилизма в период ранней юности» и др. Социальная психология позволила разрабатывать про­ екты прежде всего в сфере межличностных отношений. В основе таких проектов лежали следующие проблемы: разрешение конфликтов, развитие коммуникативной компетентности учащихся, формирование групповой сплоченности, развитие класс­ ного коллектива и др. На занятиях по педа­ гогической психологии в качестве формы проблематизации для разработки конкрет­ ных проектов выступали практикумы. Учебное проектирование строилось по заказу конкретного образовательного уч­ реждения или выступало результатом раз­ решения проблемы, выявленной в ходе практикума по психологии. Для проекти­ рования отбирались проблемные ситуации, связанные с различного рода трудностями, противоречиями, столкновениями, возни­ кающими в образовательной практике. Эти ситуации и определили тематику разра­ батываемых проектов, таких как «По­ строение личностно-ориентированного взаимодействия учителя с учащимися», «Развитие познавательной активности под­ ростков», «Формирование индивидуально­ го стиля познавательной деятельности учеников» и др. На проблемных и проектных семина­ рах студенты могли разрабатывать по же­ ланию как индивидуальный, так и групповой проект (5-7 человек в группе). Были организованы также индивидуальные и групповые консультации. Основными функциями преподавателя в процессе ра­ боты студентов над проектами были органи

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=