Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5, 2008 Одним из основных положений старо­ обрядческого морального учения было представление о выборе своей судьбы, вы­ бор между лагерем сторонников антихри­ ста и сторонников Христа. В этом состоит индивидуальное измерение последнего времени, его значение на уровне отдельно­ го человека. Сохранение церковной тради­ ции в неприкосновенности понималось как высшее благо, как пребывание с Христом. Старообрядцы не просто черпали в таком определении собственной роли духовную силу - все их существование приобретало смысл только в этих категориях. Если по­ следнее время рассматривалось как момент непосредственного столкновения Христа и антихриста, то само это столкновение старообрядческие авторы представляли как противостояние «верных» и «слуг анти­ христа». Аввакум в своей «Книге толкова­ ний» объясняет смысл стиха «Падут грады, вознегодует на них вода морская, реки же потекут жесточае» (Прем. V, 22) как сим­ волическое изображение последнего вре­ мени. «Падут грады - от Бога отступятъ люди; а вознегодуеть вода морская - грешные праведныхъ изгоняютъ; реки же потекут жесточае - еже есть праведники пуще их воровство обличаютъ: грешники праведников мучат, а оне болше ихъ обле- чаютъ не молчат небось, стреляют их пра­ ведными словесы своими метко». Таким образом, протест старообрядцев против реформы приобретал характер участия до­ бра и зла в мировом противостоянии. Идеал отношения человека к Богу, реализуемый в Церкви в ситуации последне­ го времени, становился непосредственным стимулом к осуществлению нравственного выбора. В понимании старообрядцев инди­ видуальный выбор человека был частью истории христианского человечества и яв­ лялся выбором между грехом и спасением. Делая такой выбор, человек одновременно берет на себя ответственность не только за свое личное спасение, но и за ситуацию почти космического масштаба, за реализа­ цию эсхатологических чаяний. Разумеется, с течением времени само понимание этих положений несколько изменяется. Основ­ ным направлением исследования становит­ ся разработка экзегетики и герменевтики, которые позволили бы соотнести эсхатоло­ гическое учение с реалиями жизни. А в раннем старообрядчестве основные поло­ жения эсхатологического учения были ма­ териалом для творчества в области нравственной философии, основанием для важнейших положений нормативной сис­ темы учения. Поэтому в процессе установления свя­ зей между учением старообрядчества и жизненной практикой участников движе­ ния необходимо учитывать двойственность их понимания последнего времени, кото­ рое, с точки зрения пустозерских авторов, имело не только негативную, но и пози­ тивную сторону' и было, по выражению Г. Флоровского, «эсхатологической судо­ рогой», пароксизмом ужаса, вызванным крушением всех христианских ценностей. Особенность старообрядческого отноше­ ния к миру состоит в том, что последнее время было временем, когда христианские ценности требовалось утвердить, утвер­ дить собственной верой и неукоснительной верностью им. Пустозерские авторы тща­ тельно подбирали цитаты, раскрывавшие понимание последнего времени как време­ ни испытаний и позволявшие в первую очередь выявить верных. Даже дьякон Фе­ дор, чья концепция последнего времени была наиболее пессимистичной по сравне­ нию с сочинениями его товарищей по заключению, все же рассматривал пережи­ ваемое время прежде всего с этой точки зрения. Определяя сущность переживае­ мых событий, в «Послании в Москву из Пустозерска» он пишет: «.. .да Познани бу- дуть благочестивии и нечестивии, вси кои бодрствуютъ во истинне Христове и стоять неподвижно в ней, и кои дремлют в пре­ лести противнаго духа, и шатаются въ той, и уклоняются в развращение, ихже отве- деть Господь съ творящими беззаконие». Целостное восприятие праведности, как характеристики охватывающей чело­ веческую жизнь во всех ее проявлениях, приводило старообрядцев к стремлению сохранить вокруг себя некий праведный мир в противоположность миру антихри­ ста. Этим можно объяснить развитие в среде старообрядчества черт мирского аскетизма, свойственных православию го­ раздо в меньшей степени. Двойственное понимание последнего времени как эпохи

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=