Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5, 2008 Одним из основных положений старо обрядческого морального учения было представление о выборе своей судьбы, вы бор между лагерем сторонников антихри ста и сторонников Христа. В этом состоит индивидуальное измерение последнего времени, его значение на уровне отдельно го человека. Сохранение церковной тради ции в неприкосновенности понималось как высшее благо, как пребывание с Христом. Старообрядцы не просто черпали в таком определении собственной роли духовную силу - все их существование приобретало смысл только в этих категориях. Если по следнее время рассматривалось как момент непосредственного столкновения Христа и антихриста, то само это столкновение старообрядческие авторы представляли как противостояние «верных» и «слуг анти христа». Аввакум в своей «Книге толкова ний» объясняет смысл стиха «Падут грады, вознегодует на них вода морская, реки же потекут жесточае» (Прем. V, 22) как сим волическое изображение последнего вре мени. «Падут грады - от Бога отступятъ люди; а вознегодуеть вода морская - грешные праведныхъ изгоняютъ; реки же потекут жесточае - еже есть праведники пуще их воровство обличаютъ: грешники праведников мучат, а оне болше ихъ обле- чаютъ не молчат небось, стреляют их пра ведными словесы своими метко». Таким образом, протест старообрядцев против реформы приобретал характер участия до бра и зла в мировом противостоянии. Идеал отношения человека к Богу, реализуемый в Церкви в ситуации последне го времени, становился непосредственным стимулом к осуществлению нравственного выбора. В понимании старообрядцев инди видуальный выбор человека был частью истории христианского человечества и яв лялся выбором между грехом и спасением. Делая такой выбор, человек одновременно берет на себя ответственность не только за свое личное спасение, но и за ситуацию почти космического масштаба, за реализа цию эсхатологических чаяний. Разумеется, с течением времени само понимание этих положений несколько изменяется. Основ ным направлением исследования становит ся разработка экзегетики и герменевтики, которые позволили бы соотнести эсхатоло гическое учение с реалиями жизни. А в раннем старообрядчестве основные поло жения эсхатологического учения были ма териалом для творчества в области нравственной философии, основанием для важнейших положений нормативной сис темы учения. Поэтому в процессе установления свя зей между учением старообрядчества и жизненной практикой участников движе ния необходимо учитывать двойственность их понимания последнего времени, кото рое, с точки зрения пустозерских авторов, имело не только негативную, но и пози тивную сторону' и было, по выражению Г. Флоровского, «эсхатологической судо рогой», пароксизмом ужаса, вызванным крушением всех христианских ценностей. Особенность старообрядческого отноше ния к миру состоит в том, что последнее время было временем, когда христианские ценности требовалось утвердить, утвер дить собственной верой и неукоснительной верностью им. Пустозерские авторы тща тельно подбирали цитаты, раскрывавшие понимание последнего времени как време ни испытаний и позволявшие в первую очередь выявить верных. Даже дьякон Фе дор, чья концепция последнего времени была наиболее пессимистичной по сравне нию с сочинениями его товарищей по заключению, все же рассматривал пережи ваемое время прежде всего с этой точки зрения. Определяя сущность переживае мых событий, в «Послании в Москву из Пустозерска» он пишет: «.. .да Познани бу- дуть благочестивии и нечестивии, вси кои бодрствуютъ во истинне Христове и стоять неподвижно в ней, и кои дремлют в пре лести противнаго духа, и шатаются въ той, и уклоняются в развращение, ихже отве- деть Господь съ творящими беззаконие». Целостное восприятие праведности, как характеристики охватывающей чело веческую жизнь во всех ее проявлениях, приводило старообрядцев к стремлению сохранить вокруг себя некий праведный мир в противоположность миру антихри ста. Этим можно объяснить развитие в среде старообрядчества черт мирского аскетизма, свойственных православию го раздо в меньшей степени. Двойственное понимание последнего времени как эпохи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=