Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого М. К=Константинова СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДУХОВНЫЙ ОПЫТ Данная статья посвящена моральным аспектам протеста против реформы Рус­ ской церкви и исправления церковных книг в середине XVII в. В рамках данного исследования была проведена реконструкция духовного феномена в старообрядче­ ском движении. Моральные ситуации выбора рассматриваются на материале соот­ ветствующих эпизодов автобиографических сочинений участников движения. Индивидуальный духовный опыт позднее становился основой повседневной жиз­ ненной практики старообрядчества и формирования обобщенной доктрины. Этика раннего старообрядчества представляет собой очень сложное явле­ ние, содержание которого определялось множеством факторов. Она не является законченной и формально определенной философской доктриной. Долгое время в отечественной историко-религиоведческой и философской литературе отсутствовали сочинения, дающие объективную оценку смысла и значения русского старообрядче­ ства. Только в середине XIX в. в научный оборот были введены материалы, позво­ ляющие изучать движение «изнутри», та­ кие, например, как автобиографические сочинения самих старообрядцев. Ознако­ мившись с ними, а также с особенностями жизненной практики старообрядческих общин, исследователи оказались перед проблемой идентификации старообрядче­ ства как религиозного феномена. Историки и философы прежде всего стали искать параллели старообрядчества с протестан­ тизмом. В. В. Рябушинский даже счел возможным рассматривать русскую хозяй­ ственную этику (которую он. связывал со старообрядческой) по аналогии с протес­ тантской, хотя он скорее шел по пути вы­ явления различий. Однако старообрядческая система мо­ ральных представлений и нравственной практики формировалась по совершенно иной схеме, нежели в протестантизме. В основе жизненной позиции противников реформы лежала не какая-то доктрина, с позиций которой осуществлялась критика исходных религиозных и этических пред­ ставлений или нравственной практики. Развернутая система богословской аргу- ^ ментации против нового обряда и книг была разработана только в середине XVIII в. Однако специфическое старо­ обрядческое мировоззрение предшествова­ ло этому формальному конституированию учения. Старообрядческие авторы, разрабаты­ вая свое нравственное учение, как правило, подводили основание под уже существо­ вавшие формы жизненного поведения. Разработка морального учения раннего старообрядчества представляла собой осмысление в богословских категориях индивидуального духовного опыта проти­ востояния реформе. В этом отношении принципиальное значение имеет эсхатоло­ гический характер этики раннего старооб­ рядчества. Основную идею старооб­ рядческой эсхатологии составляла их убежденность в том, что, сохраняя личную веру, они сохраняют «веру Христову» в мире. Поэтому в системе нравственных воззрений противников реформы принци­ пиальны именно ситуации выбора как спе­ цифического духовного опыта. Религиозно-нравственный опыт состав­ ляет часть феномена, который Л. П. Кар­ савин называл религиозностью, подразу­ мевая субъективную сторону отношения человека к абсолюту. Применительно к нравственному аспекту веры религиоз­ ность раскрывается в тех ситуациях, когда человек постигает Божественную волю как должное для самого себя, когда он осозна­ ет, как именно предписания божественного закона должны реализовываться в его жиз­ ни. Характер моральных воззрений, кото­ рые в обобщенном виде становятся мо­ ральной доктриной, зависит от содержания этого первичного опыта.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=