Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого М. К=Константинова СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДУХОВНЫЙ ОПЫТ Данная статья посвящена моральным аспектам протеста против реформы Рус ской церкви и исправления церковных книг в середине XVII в. В рамках данного исследования была проведена реконструкция духовного феномена в старообрядче ском движении. Моральные ситуации выбора рассматриваются на материале соот ветствующих эпизодов автобиографических сочинений участников движения. Индивидуальный духовный опыт позднее становился основой повседневной жиз ненной практики старообрядчества и формирования обобщенной доктрины. Этика раннего старообрядчества представляет собой очень сложное явле ние, содержание которого определялось множеством факторов. Она не является законченной и формально определенной философской доктриной. Долгое время в отечественной историко-религиоведческой и философской литературе отсутствовали сочинения, дающие объективную оценку смысла и значения русского старообрядче ства. Только в середине XIX в. в научный оборот были введены материалы, позво ляющие изучать движение «изнутри», та кие, например, как автобиографические сочинения самих старообрядцев. Ознако мившись с ними, а также с особенностями жизненной практики старообрядческих общин, исследователи оказались перед проблемой идентификации старообрядче ства как религиозного феномена. Историки и философы прежде всего стали искать параллели старообрядчества с протестан тизмом. В. В. Рябушинский даже счел возможным рассматривать русскую хозяй ственную этику (которую он. связывал со старообрядческой) по аналогии с протес тантской, хотя он скорее шел по пути вы явления различий. Однако старообрядческая система мо ральных представлений и нравственной практики формировалась по совершенно иной схеме, нежели в протестантизме. В основе жизненной позиции противников реформы лежала не какая-то доктрина, с позиций которой осуществлялась критика исходных религиозных и этических пред ставлений или нравственной практики. Развернутая система богословской аргу- ^ ментации против нового обряда и книг была разработана только в середине XVIII в. Однако специфическое старо обрядческое мировоззрение предшествова ло этому формальному конституированию учения. Старообрядческие авторы, разрабаты вая свое нравственное учение, как правило, подводили основание под уже существо вавшие формы жизненного поведения. Разработка морального учения раннего старообрядчества представляла собой осмысление в богословских категориях индивидуального духовного опыта проти востояния реформе. В этом отношении принципиальное значение имеет эсхатоло гический характер этики раннего старооб рядчества. Основную идею старооб рядческой эсхатологии составляла их убежденность в том, что, сохраняя личную веру, они сохраняют «веру Христову» в мире. Поэтому в системе нравственных воззрений противников реформы принци пиальны именно ситуации выбора как спе цифического духовного опыта. Религиозно-нравственный опыт состав ляет часть феномена, который Л. П. Кар савин называл религиозностью, подразу мевая субъективную сторону отношения человека к абсолюту. Применительно к нравственному аспекту веры религиоз ность раскрывается в тех ситуациях, когда человек постигает Божественную волю как должное для самого себя, когда он осозна ет, как именно предписания божественного закона должны реализовываться в его жиз ни. Характер моральных воззрений, кото рые в обобщенном виде становятся мо ральной доктриной, зависит от содержания этого первичного опыта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=