Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ПЕДАГОГИКА № 5, 2008 ненасилия нами была разработана програм­ ма «Учимся ненасилию!». Она включает в себя следующие тематические блоки: «Духовный и практический опыт ненасилия: философия, педагогика, психология» (теоре­ тический семинар); «Возрастные и психиче­ ские особенности детей» (психолого­ педагогический семинар); «Конструктивное общение с ребенком» (психологический практикум); «Современные воспитательные ненасильственные технологии» (педагогиче­ ский практикум); психологический тренинг ненасилия; тренинг уверенности в себе; тре­ нинг умения вести разговор; релаксацион­ ный тренинг; практическое занятие «Эффек­ тивное общение и рациональное поведение в конфликте». При разработке программы ис­ пользованы научные подходы к проблеме, рекомендации и разработки В. А. Ситарова, В. Г. Маралова, А. Б. Орлова и др. Программа, рассчитанная на 65 часов, была реализована в Яснополянском дет­ ском доме, в школе-интернате г. Советска, в системе «толстовских» школ. Данная программа послужила основой для препо­ давания на кафедре духовного наследия JI. Н. Толстого и кафедре психологии обра­ зования ТГПУ им. Л. Н. Толстого курса «Педагогика и психология ненасилия», направленного на принятие позиции нена­ силия будущими педагогами - студентами педагогического вуза. Реализация программы осуществ­ ляется в три этапа. На первом этапе проис­ ходит исследование педагогов и студентов, целью которого является выявление типа их ориентированности на дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми, характер их отношения к детям. На втором этапе проводится цикл тео­ ретических семинаров по педагогике и пси­ хологии ненасилия. На третьем этапе организуется прове­ дение психологических тренингов, соз­ дающих предпосылки для развития пози­ ции ненасилия как ценности на уровне поведения, принятия ее взрослым, выра­ ботки способности педагога и студента к осуществлению ненасильственного педа­ гогического действия без причинения ущерба ребенку. Важным условием раз­ вития позиции ненасилия у педагога яв­ ляется его уверенность в себе, в собст­ венных силах, способность снизить свою тревожность, страхи, а также коммуника­ тивные умения, навыки поведения в кон­ фликтной ситуации. В связи с данным подходом в программу включены тре­ нинги релаксации, уверенности в себе, умения вести разговор, поведения в кон­ фликтной ситуации. Внедрение данной программы в работу с педагогами и студентами ТГПУ дает по­ ложительные результаты. В процессе рабо­ ты изменяется качество их отношения к детям: уменьшается число педагогов, ориентированных на дисциплинарную мо­ дель отношения к детям. Сегодня основная часть педагогов, прошедших обучение, в общении с ребенком реализуют лично­ стную модель поведения. Отметим, что овладение позицией не­ насилия предполагает неустанную работу педагога над собственным развитием. Эту деятельность, направленную на собствен­ ное развитие, способность к самосовер­ шенствованию, самовоспитанию и движе­ нию, Л. Н. Толстой считал важнейшими качествами педагога. По этому вопросу ве­ ликий писатель, мыслитель и педагог оста­ вил множество высказываний о том, что «все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо», что «воспитание есть последствие жизни», «воспитание других включается в воспитание себя», «нельзя воспитывать другого, не воспиты­ вая себя» и т. д. «Что же назвать хорошей жизнью? - писал Толстой. - Степени хо- рошества есть безграничные, но одна есть общая и главная черта хорошей жизни: это стремление к совершенствованию в любви. Вот это самое, если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет не дурным» [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=