Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ПЕДАГОГИКА № 5, 2008 ненасилия нами была разработана програм ма «Учимся ненасилию!». Она включает в себя следующие тематические блоки: «Духовный и практический опыт ненасилия: философия, педагогика, психология» (теоре тический семинар); «Возрастные и психиче ские особенности детей» (психолого педагогический семинар); «Конструктивное общение с ребенком» (психологический практикум); «Современные воспитательные ненасильственные технологии» (педагогиче ский практикум); психологический тренинг ненасилия; тренинг уверенности в себе; тре нинг умения вести разговор; релаксацион ный тренинг; практическое занятие «Эффек тивное общение и рациональное поведение в конфликте». При разработке программы ис пользованы научные подходы к проблеме, рекомендации и разработки В. А. Ситарова, В. Г. Маралова, А. Б. Орлова и др. Программа, рассчитанная на 65 часов, была реализована в Яснополянском дет ском доме, в школе-интернате г. Советска, в системе «толстовских» школ. Данная программа послужила основой для препо давания на кафедре духовного наследия JI. Н. Толстого и кафедре психологии обра зования ТГПУ им. Л. Н. Толстого курса «Педагогика и психология ненасилия», направленного на принятие позиции нена силия будущими педагогами - студентами педагогического вуза. Реализация программы осуществ ляется в три этапа. На первом этапе проис ходит исследование педагогов и студентов, целью которого является выявление типа их ориентированности на дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми, характер их отношения к детям. На втором этапе проводится цикл тео ретических семинаров по педагогике и пси хологии ненасилия. На третьем этапе организуется прове дение психологических тренингов, соз дающих предпосылки для развития пози ции ненасилия как ценности на уровне поведения, принятия ее взрослым, выра ботки способности педагога и студента к осуществлению ненасильственного педа гогического действия без причинения ущерба ребенку. Важным условием раз вития позиции ненасилия у педагога яв ляется его уверенность в себе, в собст венных силах, способность снизить свою тревожность, страхи, а также коммуника тивные умения, навыки поведения в кон фликтной ситуации. В связи с данным подходом в программу включены тре нинги релаксации, уверенности в себе, умения вести разговор, поведения в кон фликтной ситуации. Внедрение данной программы в работу с педагогами и студентами ТГПУ дает по ложительные результаты. В процессе рабо ты изменяется качество их отношения к детям: уменьшается число педагогов, ориентированных на дисциплинарную мо дель отношения к детям. Сегодня основная часть педагогов, прошедших обучение, в общении с ребенком реализуют лично стную модель поведения. Отметим, что овладение позицией не насилия предполагает неустанную работу педагога над собственным развитием. Эту деятельность, направленную на собствен ное развитие, способность к самосовер шенствованию, самовоспитанию и движе нию, Л. Н. Толстой считал важнейшими качествами педагога. По этому вопросу ве ликий писатель, мыслитель и педагог оста вил множество высказываний о том, что «все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо», что «воспитание есть последствие жизни», «воспитание других включается в воспитание себя», «нельзя воспитывать другого, не воспиты вая себя» и т. д. «Что же назвать хорошей жизнью? - писал Толстой. - Степени хо- рошества есть безграничные, но одна есть общая и главная черта хорошей жизни: это стремление к совершенствованию в любви. Вот это самое, если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет не дурным» [4].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=