Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5 , 2008 личностного эгоцентризма и рационально обусловленного универсализма, становит ся фундаментом имперсоналистической антропологии Толстого. Ее пафос заключен в максимально полном и последовательном духовном преодолении личности, отречении от нее, посредством которого человек обретает единственно возможный для него способ придать своей жизни абсолютный, не уничтожаемый смертью смысл, избежав малодушного бегства в сферу трансцен дентного. Преодолевая в себе личное на чало, человек постепенно высвобождает в имманентном пространстве своего соз нания ту предельную универсальность Всего, которая в итоге и заполняет все его существо без остатка. В результате Толстой смело делает тот окончательный шаг от традиционной кон статации ограниченного присутствия в че ловеке высшего божественного начала - души - до прямого утверждения о том, что «душа не есть что-то... божественное, а есть сам Бог» [3, 492]. Правда, цена этого открытия - утрата самой человеческой субъектности и идентичности - может по казаться кому-то непомерно высокой. Но разве возможен торг перед лицом Вечности? М. L. Gelfond THE CONCEPT OF THE HUMANBEING IN THE PHILOSOPHY OF L. TOLSTOY The article is dedicated to reconstruction and the analysis of the antropologica! ideas of L.Tolstoy. The main subject of the scientific research is the human being as a category in the system of the great Russian writermoral philosophy. Литература 1. Толстой, Л. H. Христианское учение / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Избранные философские произведения. / Л. Н. Толстой - М.: Просвещение, 1992. 2. Толстой, Л. Н. Путь жизни / Л. Н. Толстой. - М.: Высш. шк., 1993. 3. Толстой, Л. Н. Философский дневник. 1901-1910 / Л. Н. Толстой. - М.: Известия, 2003. 4. Толстой, Л. Н. О жизни / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Избранные философские произведения / Л. Н. Толстой. - М.: Просвещение, 1992.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=