Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого нок, оказываясь в неизменно жесткой тек стуально-терминологической корреляции с понятием животности в рамках устойчи вой семантической конструкции «живот ная личность». Последняя, как правило, выступает в значении «индивид», т. е. непосредст венно указывает на факт пространственно- временной, эмпирически фиксируемой отдельности человека от мира и других существ, которые его окружают. Иначе го воря, «животная личность» есть не что иное, как антропологический фантом, рож денный внешним ощущением физической обособленности человека по отношению к другим предметам внешнего мира и под держиваемый осознанием его безысходной замкнутости в пространственно-временных пределах, совпадающих с границами суще ствования эмпирически обнаруживаемой индивидуальной телесности. Таким обра зом, утверждать, что личность и есть иско мое определение человеческой сущности, значит, согласно Толстому, впадать в са мое опасное и непростительное из всех свойственных человеческому сознанию за блуждений - «суеверие личности». «Чело век - все и ничто, а он думает, что он - что-то. В этом вся ошибка - грех. От этого суеверие личности» [там же, 338], являю щее собой иллюзию ее онтологической реальности и антропологической самодос таточности. «Нет более распространенного суеверия, как то, что человек с его телом есть нечто реальное. Человек есть только центр сознания, воспринимающего впечат ления» [там же, 457], - категорично заклю чает Толстой. В результате рождающееся на грани низшей животной стихийности и высшей духовной целесообразности бы тия сознание человека неизбежно оказыва ется предельно дуалистичным, расколотым на два уровня - низшее и высшее сознание. Первое есть «сознание своей отделенности от Всего», задающее понятия телесности, материи, движения, т. е. пространственно- временную матрицу бытия; второе - «сознание своей причастности ко Всему, сознание своей вневременное™, внепро- странственности, своей духовности, созна ние всемирное™», которое «ничем не ограничено и всегда равно само себе» [там же, 84]. Их иерархия обусловлена тем, что низшее сознание прозрачно для высшего, а потому полностью подчинено ему, в то время кйк высшее сознзние в своей неиз- бежной эманации за пределы его эмпири чески сознаваемого «Я» не может быть определено в пространстве ограниченного человеческого опыта. Тем самым личностное начало Толстой рассматривает как источник и средоточие подавляющего большинства наиболее опасных и губительных для человека оши бок и иллюзий, лишающих его возможно сти адекватно идентифицировать свою подлинную сущность с тем вневременным и внепространственным абсолютным соз нанием Всего, которое и составляет един ственно прочный фундамент истинной жизни. «Сознание личности для человека - не жизнь, но тот предел, с которого начи нается его жизнь» [4, 463], в своем пре дельном выражении представляющая собой не что иное, как «перенесение своего я из отделенного в нераздельное, всемир ное...» [3,84]. Это означает, что личность, как эмпирическое «Я», ослабляет и обед няет человека, сужая его жизненный кру гозор до рамок личного блага. Однако сама по себе «животная лич ность» не обладает способностью «заявлять» какие-либо требования, в том числе и пре тензии на собственное отдельное благо. Данную функцию всегда выполняет разум или «разумное сознание», которое по приро де своей неизбежно находится в оппозиции к личноста, заключая в себе онтологически противоположное ей универсально-надлич ностное начало, присутствующее в каждом человеке. Более того, «разумное сознание включает в себя личность. Личность же не включает в себя разумное сознание. Лич ность есть свойство животного и человека, как животного. Разумное сознание есть свойство одного человека» [4, 462]. Следо вательно, именно «разумное сознание», под чиняя себе личность, определяет сущность человека в качестве разумного существа. Однако, составляя внутренний стержень человеческого «Я», оно неизбежно разру шает его, растворяя в безличной бесконеч ности Абсолюта. Этот напряженный и непреодолимый онтологический антаго низм эмпирической личности и «разумного сознания», выражающий себя как дилемма
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=