Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5 , 2008 М, Л. Гельфонд КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ВФИЛОСОФИИ Л. Н. ТОЛСТОГО Статья посвящена реконструкции и анализу антропологических представлений Л. Н. Толстого. Основным предметом научного исследования является категория «человек» в системе нравственной философии великого русского мыслителя. Проблема человека представляет со бой одну из наиболее парадоксальных и наименее изученных составляющих твор ческого наследия Л. Н. Толстого. Во многом это объясняется тем, что формирование его антропологических представлений не носило систематического характера и не нашло концептуально-целостного, аналитически последовательного и текстуально-обоб щенного выражения в рамках какого-либо отдельного религиозно-философского со чинения. Однако, не будучи предметом специального теоретического исследования или целенаправленного интерпретирова ния в контексте той или иной религиозно философской традиции, тема персональности неизменно находилась в фокусе напряжен ной нравственно-религиозной рефлексии мыслителя и служила своего рода зеркалом его идейно-духовной эволюции. Все определения человека, которые можно найти на страницах философских трактатов, дневников и писем Толстого, выявляют тенденцию к утверждению им в качестве доминирующего атрибута че ловеческой природы непрерывность ее становления. Хрестоматийной стала сфор мулированная Толстым в работе «Христи анское учение» афористическая дефиниция человека, который не есть «ни зверь, ни ангел, но ангел, рождающийся из зверя, - духовное существо, рождающееся из живот ного» [1, 55]. В этой ключевой посылке зашифрован код, открывающий доступ к пониманию подлинной специфики ан тропологических представлений Толстого. Человек для него - существо с онтологически незавершенной природой, пребывающее в постоянном движении, но обнаружи вающее себя в каждый конкретный его момент как нечто непреходящее, т. е. вне- пространственное и вневременное посто янство и целостность, не подверженные той тотальной изменчивости, которая царит в эмпирическом мире. В противном случае, убежден Толстой, человек был бы лишен возможности не только сознавать свою субъектность и устанавливать факт своего существования, но и познавать что- либо вне пределов собственного «Я». Каж дый человек способен к этому лишь пото му', что он в состоянии обнаружить себя в качестве отдельного от всего остального мира, неповторимого «Я», которое «знаем мы... лучше всего того, что знаем», ибо вне его «мы ничего бы не знали, не было бы для нас ничего на свете, и нас самих бы не было» [2, 44-45]. Между тем самой насущной и одновре менно наиболее сложной для человеческого сознания задачей является самоидентифика ция. В течение жизни каждый человек пре терпевает ряд неизбежных для него психо физических трансформаций, однако это не мешает ему на любом отрезке его сущест вования идентифицировать себя как одно и то же «непеременное “я”» [там же]. Про тиворечие здесь проявляется в том, что если эмпирически человек предстает как «отдель ное изменяющееся существо» [3, 38], то его сущность должна представлять собой нечто неизменное, составляющее тот ин тегрирующий центр, который с необходи мостью обеспечивал бы самотождество человека как духовно-телесного существа. Следовательно, наиболее абсурдным как в экзистенциальном, так и в онтологиче ском плане способом самоидентификации является для человека отождествление се бя, своей сущности с той эмпирически об наруживаемой им реальностью, которая именуется у Толстого «личностью». В этом контексте понятие «личность» в его тради ционном для философского и психологи ческого дискурсов смысле не только не является у Толстого категориальным ядром его рассуждений о человеке, но, напротив, имеет преимущественно негативный отте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=