Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

'////////лиг////////, tfffTT Я н 1 1УБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО И. Б. Алексеева ОСОВРЕМЕННЫХПОДХОДАХКОПРЕДЕЛЕНИЮПАРОДИИ В данной статье автор дает обзор современных русских и зарубежных подхо­ дов к определению пародии и пародийного текста, анализирует мнения наиболее выдающихся исследователей, а также выводит свое определение на основе сопос­ тавленных теорий пародии. В начале XX века пародия приобрела новое значение благодаря исследованиям русских формалистов, основной целью кото­ рых являлось развитие теории, позволившей им систематически анализировать литературу. Для этого они выделили приемы, позволив­ шие сделать литературную речь отличной от разговорной речи. Эта направленность при­ вела их к термину «дефамилиризация», ко­ торый определял основные характеристики языка литературы и, по их мнению, отличал­ ся от обыденного языка путем его же дефор­ мации. При помощи отдельных языковых средств усиливался эффект, производимый отдельным отрывком текста, язык в нем сгущался, искажался, сжимался. Этот язык был намеренно изменен, и из-за этого мир, представленный в определенном произведе­ нии, и окружающий мир становились неузна­ ваемыми. Интересно проследить, как эти идеи русских формалистов привели их к приданию особой значимости явлению пародии. Пародия, исходя из взглядов формали­ стов, оказывает большое влияние на измене­ ние и развитие литературы. Новые формы развиваются из старых с ее помощью, и пародия может даже менять порядок эле­ ментов литературной системы, позволяя прежде низшим элементам занимать выс­ шие позиции. В этом утверждении идеи российских и зарубежных исследователей пародии полностью совпадают. М. М. Бахтин в большинстве своих работ уделяет большое внимание «диалогизму» или «полифонии». Диалогизм противопос­ тавляется монологизму как явление, кото­ рое позволяет различным «голосам» или «языкам» сосуществовать и взаимодейст­ вовать в литературном произведении. Для выдающегося русского филолога измене­ ние и развитие литературы всегда характе­ ризуется процессом диалогизма, когда монологичная и авторитарная природа ста­ рых литературных форм постепенно раз­ рушается при помощи разнообразных средств. Именно пародия становится очень важным средством такого рода. Теория карнавализации М. М. Бахтина также очень тесно связана с идеей полифо­ нии и через нее - с пародией. В работах ученого «карнавал», который не представ­ ляет власть, но узаконивается ею до опре­ деленного момента, является средством, способным сделать культуру и язык народа доступными для языка и культуры власти. В данной закономерности заложена воз­ можность для карнавала стать важным средством создания полифонии. Зарубежные исследователи Маргарет Роуз, Линда Хатчен и Жерар Женетт по- разному определяют и трактуют феномен пародии, но всех их объединяет стремле­ ние описать пародию с современной точки зрения, желание определить то значение, которое пародия приобрела в литературе за последние годы. Третье качество, сбли­ жающее работы этих ученых, может быть выявлено в точке отсчета их исследований

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=