Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
'////////лиг////////, tfffTT Я н 1 1УБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО И. Б. Алексеева ОСОВРЕМЕННЫХПОДХОДАХКОПРЕДЕЛЕНИЮПАРОДИИ В данной статье автор дает обзор современных русских и зарубежных подхо дов к определению пародии и пародийного текста, анализирует мнения наиболее выдающихся исследователей, а также выводит свое определение на основе сопос тавленных теорий пародии. В начале XX века пародия приобрела новое значение благодаря исследованиям русских формалистов, основной целью кото рых являлось развитие теории, позволившей им систематически анализировать литературу. Для этого они выделили приемы, позволив шие сделать литературную речь отличной от разговорной речи. Эта направленность при вела их к термину «дефамилиризация», ко торый определял основные характеристики языка литературы и, по их мнению, отличал ся от обыденного языка путем его же дефор мации. При помощи отдельных языковых средств усиливался эффект, производимый отдельным отрывком текста, язык в нем сгущался, искажался, сжимался. Этот язык был намеренно изменен, и из-за этого мир, представленный в определенном произведе нии, и окружающий мир становились неузна ваемыми. Интересно проследить, как эти идеи русских формалистов привели их к приданию особой значимости явлению пародии. Пародия, исходя из взглядов формали стов, оказывает большое влияние на измене ние и развитие литературы. Новые формы развиваются из старых с ее помощью, и пародия может даже менять порядок эле ментов литературной системы, позволяя прежде низшим элементам занимать выс шие позиции. В этом утверждении идеи российских и зарубежных исследователей пародии полностью совпадают. М. М. Бахтин в большинстве своих работ уделяет большое внимание «диалогизму» или «полифонии». Диалогизм противопос тавляется монологизму как явление, кото рое позволяет различным «голосам» или «языкам» сосуществовать и взаимодейст вовать в литературном произведении. Для выдающегося русского филолога измене ние и развитие литературы всегда характе ризуется процессом диалогизма, когда монологичная и авторитарная природа ста рых литературных форм постепенно раз рушается при помощи разнообразных средств. Именно пародия становится очень важным средством такого рода. Теория карнавализации М. М. Бахтина также очень тесно связана с идеей полифо нии и через нее - с пародией. В работах ученого «карнавал», который не представ ляет власть, но узаконивается ею до опре деленного момента, является средством, способным сделать культуру и язык народа доступными для языка и культуры власти. В данной закономерности заложена воз можность для карнавала стать важным средством создания полифонии. Зарубежные исследователи Маргарет Роуз, Линда Хатчен и Жерар Женетт по- разному определяют и трактуют феномен пародии, но всех их объединяет стремле ние описать пародию с современной точки зрения, желание определить то значение, которое пародия приобрела в литературе за последние годы. Третье качество, сбли жающее работы этих ученых, может быть выявлено в точке отсчета их исследований
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=