Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого отсутствии в их жизни случаев сексуально го насилия оставили без ответа, может свидетельствовать как раз о наличии тако вых в их судьбе, а нежелание отвечать на вопрос - о проявлении так называемого «синдрома приспособления» (Р. Саммит). 25 % воспитанников признались, что под вергались избиению в дошкольном дет ском доме, 2,5 % - в том, что педагоги применяют к ним физическое наказание в школе-интернате. Факты рукоприкладст ва учителей - не такое уж редкое явление в детских дошкольных учреждениях и об щеобразовательных школах. Исследование также выявило, что педа гоги, формально отрицая физическое нака зание, тем не менее допускают «справедли вое» наказание детей в семье родителями (41,6 %); 33,3 % из них признались в том, что наказывали своих собственных детей, а 25 % - в том, что наказывают своих вос питанников, «так как на них не действуют другие методы воздействия». Жестокое об ращение с детьми может иметь различные виды и формы, но его следствием всегда является серьезный ущерб здоровью, раз витию и социализации ребенка, его жиз ненному становлению, а нередко представ ляет угрозу его жизни. В связи с такой постановкой вопроса важной задачей, стоящей в настоящее вре мя перед отечественной системой образо вания, является переход от авторитарной, антигуманной педагогики к педагогике не насилия. Противостояние насилию в лич ной и общественной жизни начинается тогда, когда идея ненасилия приобретает личностный смысл, становится личностной ценностью, что и определяет способность педагога к последующим ненасильствен ным действиям. В. А. Ситаров и В. Г. Маралов в своем исследовании главным условием успешной реализации целей и задач педагогики нена силия обозначили ориентированность педагогов на личностную модель взаимо действия с учащимися, предполагающую владение ими позицией ненасилия. Позиция ненасилия - «особая система взглядов, ценностей, установок, мотивов», являющаяся результатом принятия и ус воения ценности ненасилия. Она выража ется в стремлении человека строить отно шения с другими людьми, природой, миром в целом на ненасильственной основе, без открытых и скрытых форм принуждения, что достигается посредством свободного и ответственного выбора, умением совер шать ненасильственные действия и оказы вать ненасильственное сопротивление [3]. Педагог, сформировавший у себя по зицию ненасилия, - «это человек, способ ный не раздражаться, не обижаться, эмо ционально устойчивый, уверенный в себе, успешно преодолевший свой эгоцентризм, осознавший свои психологические защиты, терпимый к чужому мнению и другому человеку, умеющий сдерживать свою аг рессивность и формировать в сознании на мерения иного плана - связанные с нена сильственными действиями, хороший организатор, ориентированный на согла сование цели и задач других людей (детей, учащихся) с собственными, позитивно оценивающий детей, снижающий у них уровень напряженности и страхов» [3]. Процесс формирования позиции нена силия связан с актуализацией способно стей педагога к личностному духовному росту, умением разбираться в себе, оцени вать свои качества, рефлексировать по по воду совершаемых действий. Одной из самых важных задач, спо собствующих эффективности здоровьесбе регающих технологий, является сегодня освоение педагогами принципов гуманиза ции межличностных отношений - безоце- ночное позитивное принятие другого чело века, его активное эмпатическое слушание; принципов «новых отношений» между пе дагогами и воспитанниками - равенство, диапогизм, сосуществование, свобода, со- развитие, единство, принятие (К. Роджерс, А. Б. Орлов). Не меньший смысл на пути здоровьес- бережения ребенка приобретает и освоение педагогами гуманистических подходов к оцениванию детей, что способствует созданию у детей «ситуации успеха», при нятию себя (Ш. Амонашвили). Возникает вопрос: «Как помочь педа гогам овладеть позицией ненасилия?». С целью личностно-профессионального рос та педагогов, изменения их нравственной позиции и освоения ими теоретических ос нов и практических методов педагогики
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=