Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого отсутствии в их жизни случаев сексуально­ го насилия оставили без ответа, может свидетельствовать как раз о наличии тако­ вых в их судьбе, а нежелание отвечать на вопрос - о проявлении так называемого «синдрома приспособления» (Р. Саммит). 25 % воспитанников признались, что под­ вергались избиению в дошкольном дет­ ском доме, 2,5 % - в том, что педагоги применяют к ним физическое наказание в школе-интернате. Факты рукоприкладст­ ва учителей - не такое уж редкое явление в детских дошкольных учреждениях и об­ щеобразовательных школах. Исследование также выявило, что педа­ гоги, формально отрицая физическое нака­ зание, тем не менее допускают «справедли­ вое» наказание детей в семье родителями (41,6 %); 33,3 % из них признались в том, что наказывали своих собственных детей, а 25 % - в том, что наказывают своих вос­ питанников, «так как на них не действуют другие методы воздействия». Жестокое об­ ращение с детьми может иметь различные виды и формы, но его следствием всегда является серьезный ущерб здоровью, раз­ витию и социализации ребенка, его жиз­ ненному становлению, а нередко представ­ ляет угрозу его жизни. В связи с такой постановкой вопроса важной задачей, стоящей в настоящее вре­ мя перед отечественной системой образо­ вания, является переход от авторитарной, антигуманной педагогики к педагогике не­ насилия. Противостояние насилию в лич­ ной и общественной жизни начинается тогда, когда идея ненасилия приобретает личностный смысл, становится личностной ценностью, что и определяет способность педагога к последующим ненасильствен­ ным действиям. В. А. Ситаров и В. Г. Маралов в своем исследовании главным условием успешной реализации целей и задач педагогики нена­ силия обозначили ориентированность педагогов на личностную модель взаимо­ действия с учащимися, предполагающую владение ими позицией ненасилия. Позиция ненасилия - «особая система взглядов, ценностей, установок, мотивов», являющаяся результатом принятия и ус­ воения ценности ненасилия. Она выража­ ется в стремлении человека строить отно­ шения с другими людьми, природой, миром в целом на ненасильственной основе, без открытых и скрытых форм принуждения, что достигается посредством свободного и ответственного выбора, умением совер­ шать ненасильственные действия и оказы­ вать ненасильственное сопротивление [3]. Педагог, сформировавший у себя по­ зицию ненасилия, - «это человек, способ­ ный не раздражаться, не обижаться, эмо­ ционально устойчивый, уверенный в себе, успешно преодолевший свой эгоцентризм, осознавший свои психологические защиты, терпимый к чужому мнению и другому человеку, умеющий сдерживать свою аг­ рессивность и формировать в сознании на­ мерения иного плана - связанные с нена­ сильственными действиями, хороший организатор, ориентированный на согла­ сование цели и задач других людей (детей, учащихся) с собственными, позитивно оценивающий детей, снижающий у них уровень напряженности и страхов» [3]. Процесс формирования позиции нена­ силия связан с актуализацией способно­ стей педагога к личностному духовному росту, умением разбираться в себе, оцени­ вать свои качества, рефлексировать по по­ воду совершаемых действий. Одной из самых важных задач, спо­ собствующих эффективности здоровьесбе­ регающих технологий, является сегодня освоение педагогами принципов гуманиза­ ции межличностных отношений - безоце- ночное позитивное принятие другого чело­ века, его активное эмпатическое слушание; принципов «новых отношений» между пе­ дагогами и воспитанниками - равенство, диапогизм, сосуществование, свобода, со- развитие, единство, принятие (К. Роджерс, А. Б. Орлов). Не меньший смысл на пути здоровьес- бережения ребенка приобретает и освоение педагогами гуманистических подходов к оцениванию детей, что способствует созданию у детей «ситуации успеха», при­ нятию себя (Ш. Амонашвили). Возникает вопрос: «Как помочь педа­ гогам овладеть позицией ненасилия?». С целью личностно-профессионального рос­ та педагогов, изменения их нравственной позиции и освоения ими теоретических ос­ нов и практических методов педагогики

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=