Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ.. № 5, 2008 - цепочку умозаключений, обосно­ вывающую позицию автора. Опыт работы показывает, что необхо­ димы большие целенаправленные усилия по формированию данных умений, так как на этом этапе возникает целый ряд трудно­ стей: 1) неразличение в конкретном тексте посылки и аргументов, ее подтверждаю­ щих; 2) неумение определять место кон­ кретного аргумента в структуре умозаклю­ чения; 3) неумение связывать суждения- посылки конкретной логической моделью и др. Поэтому в подобных ситуациях мето­ дически целесообразны репродуктивные задания по преобразованию (трансформа­ ции) содержания текста в 2-3 монологиче­ ских рассуждения, различных по смыслу и логическому построению, когда инфор­ мативные элементы содержания меняют свою аналитическую нагрузку, в частно­ сти посылка становится аргументом, вывод умозаключения - позицией или по­ сылкой и т. п. 2. При обучении устному публичному монологу-рассуждению особое внимание необходимо уделять речевым действиям побудительной функции речи, актуали­ зирующим для самого оратора и для слу­ шателей аналитические действия, т. е. сле­ дующим умениям: - формулировать риторические «вопро­ сы для оживления речи»: 1) к конкретной логической модели того или иного сужде­ ния, например: «Каков же критерий сопос­ тавления явлений?», «Чтоже из этого сле­ дует?», «Каковы конкретные признаки явления?»', 2) к позиции - «В чемже заклю­ чается позиция автора?»', 3) к выводу умо­ заключения - «Какой же вывод делает ав­ торнаоснованиивышеизложенного?» и т. д.; - стимулировать мышление слушате­ лей с помощью императива, например: «Восстановим весь ход рассуждения ав­ тора...», «Сопоставим...», «Выделим осо­ бенности...», «Раскроем причины...» и др. IV. УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОМПРЕССИЮ ТЕКСТА на информатив­ но-аналитическом уровне: - обобщать частную информацию: конкретную - в видовую, видовую - в ро­ довую; поиск обобщающего понятия; - определять тип обобщения (класси­ фикация, целое и его части, главные и вто­ ростепенные свойства, причины, цели, действия и др.); - включать частную информацию в иерархию обобщений (для последующего включения в реферативное изложение). Эти умения на более высоком аналити­ ческом уровне проявляются при определении (формулировании) темы (родовое понятие), а также проблематики текста, обсуждаемых вопросов и их соотнесенности друг с дру­ гом (целое - тема, части - проблемы/вопро­ сы, осмысливаемые как главные и второсте­ пенные, как классификация идр.). V. УМЕНИЯ РЕФЕРАТИВНОГО ИЗ­ ЛОЖЕНИЯ, включающие в себя умения двух уровней (аспектов) изложения: пер­ вый уровень - умения стилистического выражения (комментирования) проведен­ ного анализа ПТ (использование рефера­ тивных клише для информирования об аналитических действиях в ПТ); второй уровень - умения композиционно-логичес­ кого построения самого реферата (преоб­ разование логической последовательности ПТ в особую последовательность струк­ турно-содержательных компонентов рефе­ ративного изложения). 1. Умения реферативного изложения первого уровня (аспекта): 1) опираются на знание многочислен­ ных реферативных клише (средств ком­ ментирования), указывающих на сущность содержательных элементов ПТ, его струк­ туру, логику и др., на понимание вариа­ тивности клише, их смысловой точности; 2) состоят в максимально точном вы­ боре конкретного клише, что требует вы­ сокого уровня интеллектуальной культуры и предполагает в частности: - понимание глубины раскрытия темы/ решения проблемы в ПТ {автор поднимает проблему? раскрывает тему? анализирует проблему? касается проблемы/вопроса? ос­ танавливаетсянапроблеме/вопросе? и др.); - определение характера (сущности) изложения в ПТ (далее на примере статьи): статья представляет собой (описание? характеристику? анализ? рассуждение? обзор? содержит свод правил? рекомен­ дации?указания? и прочее; - осознание меры содержательного наполнения аналитического действия в ПТ, например: автор показывает ? раскрывает ?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=