Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ.. № 5, 2008 - цепочку умозаключений, обосно вывающую позицию автора. Опыт работы показывает, что необхо димы большие целенаправленные усилия по формированию данных умений, так как на этом этапе возникает целый ряд трудно стей: 1) неразличение в конкретном тексте посылки и аргументов, ее подтверждаю щих; 2) неумение определять место кон кретного аргумента в структуре умозаклю чения; 3) неумение связывать суждения- посылки конкретной логической моделью и др. Поэтому в подобных ситуациях мето дически целесообразны репродуктивные задания по преобразованию (трансформа ции) содержания текста в 2-3 монологиче ских рассуждения, различных по смыслу и логическому построению, когда инфор мативные элементы содержания меняют свою аналитическую нагрузку, в частно сти посылка становится аргументом, вывод умозаключения - позицией или по сылкой и т. п. 2. При обучении устному публичному монологу-рассуждению особое внимание необходимо уделять речевым действиям побудительной функции речи, актуали зирующим для самого оратора и для слу шателей аналитические действия, т. е. сле дующим умениям: - формулировать риторические «вопро сы для оживления речи»: 1) к конкретной логической модели того или иного сужде ния, например: «Каков же критерий сопос тавления явлений?», «Чтоже из этого сле дует?», «Каковы конкретные признаки явления?»', 2) к позиции - «В чемже заклю чается позиция автора?»', 3) к выводу умо заключения - «Какой же вывод делает ав торнаоснованиивышеизложенного?» и т. д.; - стимулировать мышление слушате лей с помощью императива, например: «Восстановим весь ход рассуждения ав тора...», «Сопоставим...», «Выделим осо бенности...», «Раскроем причины...» и др. IV. УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОМПРЕССИЮ ТЕКСТА на информатив но-аналитическом уровне: - обобщать частную информацию: конкретную - в видовую, видовую - в ро довую; поиск обобщающего понятия; - определять тип обобщения (класси фикация, целое и его части, главные и вто ростепенные свойства, причины, цели, действия и др.); - включать частную информацию в иерархию обобщений (для последующего включения в реферативное изложение). Эти умения на более высоком аналити ческом уровне проявляются при определении (формулировании) темы (родовое понятие), а также проблематики текста, обсуждаемых вопросов и их соотнесенности друг с дру гом (целое - тема, части - проблемы/вопро сы, осмысливаемые как главные и второсте пенные, как классификация идр.). V. УМЕНИЯ РЕФЕРАТИВНОГО ИЗ ЛОЖЕНИЯ, включающие в себя умения двух уровней (аспектов) изложения: пер вый уровень - умения стилистического выражения (комментирования) проведен ного анализа ПТ (использование рефера тивных клише для информирования об аналитических действиях в ПТ); второй уровень - умения композиционно-логичес кого построения самого реферата (преоб разование логической последовательности ПТ в особую последовательность струк турно-содержательных компонентов рефе ративного изложения). 1. Умения реферативного изложения первого уровня (аспекта): 1) опираются на знание многочислен ных реферативных клише (средств ком ментирования), указывающих на сущность содержательных элементов ПТ, его струк туру, логику и др., на понимание вариа тивности клише, их смысловой точности; 2) состоят в максимально точном вы боре конкретного клише, что требует вы сокого уровня интеллектуальной культуры и предполагает в частности: - понимание глубины раскрытия темы/ решения проблемы в ПТ {автор поднимает проблему? раскрывает тему? анализирует проблему? касается проблемы/вопроса? ос танавливаетсянапроблеме/вопросе? и др.); - определение характера (сущности) изложения в ПТ (далее на примере статьи): статья представляет собой (описание? характеристику? анализ? рассуждение? обзор? содержит свод правил? рекомен дации?указания? и прочее; - осознание меры содержательного наполнения аналитического действия в ПТ, например: автор показывает ? раскрывает ?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=