Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ханическим конспектированием, а жанр реферата—конспектом текста. Рассмотрим методику обучения# рефе­ рированию текста, выделяя шесть основ­ ных этапов этого процесса, т. е. шесть ос­ новных блоков речемыслительных умений. I. УМЕНИЯ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИ­ ЧЕСКОГО РАЗГРАНИЧЕНИЯ ТЕКСТОВ, обусловливающие: 1) разграничение назывной, информа­ тивной, аналитической и воздействующих функций речи в тексте; 2) определение целевого назначения конкретных текстов: информировать, ана­ лизировать, популяризировать, адаптиро­ вать и др.; 3) понимание специфики подстилей научного стиля речи и их жанров: - научно-информативный подстиль, жанры которого являются вторичными по отношению к первичному тексту (аннота­ ция, реферат, патент, обзор, техническая инструкция, экспресс-информация и др.); - научно-популярный подстиль (лек­ ция, статья и др.), его сходство и различие с газетно-публицистическим стилем речи; - учебный подстиль/учебная разно­ видность академического подстиля (учеб­ ная лекция, параграф учебника и др.); 4) овладение языковыми особенностя­ ми научного стиля речи на рецептивно­ аналитическом уровне (выделение в выска­ зывании лексических, словообразователь­ ных, грамматических единиц). Таким образом, основным учебно­ методическим действием на первом этапе является СОПОСТАВЛЕНИЕ различных текстов по критериям: цель написания, реализация речевых функций, их преобла­ дание, первичность/вторичность текста, жанр, функционально-стилистическая вы­ раженность (набор языковых средств). II. УМЕНИЯ ОПЕРИРОВАНИЯ ЛО­ ГИЧЕСКИМИ (речемыслительными) МО­ ДЕЛЯМИ, лежащими в основе суждений (топика речи): 1) рецептивно-аналитические умения определять конкретную модель как в от­ дельном суждении, так и в логике изложе­ ния всего текста; репродуктивные умения воспроизводить модели по образцам; про­ дуктивные умения составлять собственные суждения с моделями; 2) умения информативной передачи ре- чемыелительной модели при помощи ксн- vкретных реферативных клише (средств ком­ ментирования) в активной или пассивной конструкции: например, определение явле­ ния - автор дает определение, автор фор­ мулирует, в статье раскрывается сущ­ ность и др.; классификация явлений - автор относит явление к классу, типу, виду, под­ виду..., все явления подразделяются авто­ ром на..., автор классифицирует... и др.; целое и его части - явление делится на..., явление состоит из..., автор выделяет сле­ дующие части, компоненты... идр. III. УМЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СМЫ­ СЛОВОЙ И ЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗА­ ЦИИ ТЕКСТА способом (типом) МОНО­ ЛОГА-РАССУЖДЕНИЯ. На этом этапе принципиально важной является работа по обучению студентов и аспирантов опреде­ лять в тексте: - предмет речи (выраженный одним ключевым смысловым повторяющимся словом), раскрывающий тот проблемный аспект темы, который находится в центре внимания автора, например: « Техника не только социальна, но и национальна (даже в условиях ее интернаиионашза- ции). Она несет в себе отпечаток нацио­ нального склада ума и характера твор­ ца...» (М. Ф. Антонов); - основополагающий принцип, кото­ рый должен быть заявлен и раскрыт авто­ ром в первом же умозаключении (в одном из суждений-посылок); исходный принцип обязательно включает в себя предмет речи (техника национальна); - позицию автора (ее наличие/от­ сутствие в тексте, четкость и корректность ее формулировки, место в структуре текста); - состав, структуру отдельного умо­ заключения (суждения-посылки, их коли­ чество; логические модели, связывающие суждения; тип связи (последовательная или параллельная); логическая обуслов­ ленность авторского суждения-вывода в умозаключении; - аргументы, подтверждающие кон­ кретный тезис-суждение-посылку (их харак­ тер: статистические данные, примеры, суж­ дения авторитетов и др.; их системность; степень убедительности/доказательности - «сила» или «слабость» и т. д.);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=