Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ханическим конспектированием, а жанр реферата—конспектом текста. Рассмотрим методику обучения# рефе рированию текста, выделяя шесть основ ных этапов этого процесса, т. е. шесть ос новных блоков речемыслительных умений. I. УМЕНИЯ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИ ЧЕСКОГО РАЗГРАНИЧЕНИЯ ТЕКСТОВ, обусловливающие: 1) разграничение назывной, информа тивной, аналитической и воздействующих функций речи в тексте; 2) определение целевого назначения конкретных текстов: информировать, ана лизировать, популяризировать, адаптиро вать и др.; 3) понимание специфики подстилей научного стиля речи и их жанров: - научно-информативный подстиль, жанры которого являются вторичными по отношению к первичному тексту (аннота ция, реферат, патент, обзор, техническая инструкция, экспресс-информация и др.); - научно-популярный подстиль (лек ция, статья и др.), его сходство и различие с газетно-публицистическим стилем речи; - учебный подстиль/учебная разно видность академического подстиля (учеб ная лекция, параграф учебника и др.); 4) овладение языковыми особенностя ми научного стиля речи на рецептивно аналитическом уровне (выделение в выска зывании лексических, словообразователь ных, грамматических единиц). Таким образом, основным учебно методическим действием на первом этапе является СОПОСТАВЛЕНИЕ различных текстов по критериям: цель написания, реализация речевых функций, их преобла дание, первичность/вторичность текста, жанр, функционально-стилистическая вы раженность (набор языковых средств). II. УМЕНИЯ ОПЕРИРОВАНИЯ ЛО ГИЧЕСКИМИ (речемыслительными) МО ДЕЛЯМИ, лежащими в основе суждений (топика речи): 1) рецептивно-аналитические умения определять конкретную модель как в от дельном суждении, так и в логике изложе ния всего текста; репродуктивные умения воспроизводить модели по образцам; про дуктивные умения составлять собственные суждения с моделями; 2) умения информативной передачи ре- чемыелительной модели при помощи ксн- vкретных реферативных клише (средств ком ментирования) в активной или пассивной конструкции: например, определение явле ния - автор дает определение, автор фор мулирует, в статье раскрывается сущ ность и др.; классификация явлений - автор относит явление к классу, типу, виду, под виду..., все явления подразделяются авто ром на..., автор классифицирует... и др.; целое и его части - явление делится на..., явление состоит из..., автор выделяет сле дующие части, компоненты... идр. III. УМЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СМЫ СЛОВОЙ И ЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗА ЦИИ ТЕКСТА способом (типом) МОНО ЛОГА-РАССУЖДЕНИЯ. На этом этапе принципиально важной является работа по обучению студентов и аспирантов опреде лять в тексте: - предмет речи (выраженный одним ключевым смысловым повторяющимся словом), раскрывающий тот проблемный аспект темы, который находится в центре внимания автора, например: « Техника не только социальна, но и национальна (даже в условиях ее интернаиионашза- ции). Она несет в себе отпечаток нацио нального склада ума и характера твор ца...» (М. Ф. Антонов); - основополагающий принцип, кото рый должен быть заявлен и раскрыт авто ром в первом же умозаключении (в одном из суждений-посылок); исходный принцип обязательно включает в себя предмет речи (техника национальна); - позицию автора (ее наличие/от сутствие в тексте, четкость и корректность ее формулировки, место в структуре текста); - состав, структуру отдельного умо заключения (суждения-посылки, их коли чество; логические модели, связывающие суждения; тип связи (последовательная или параллельная); логическая обуслов ленность авторского суждения-вывода в умозаключении; - аргументы, подтверждающие кон кретный тезис-суждение-посылку (их харак тер: статистические данные, примеры, суж дения авторитетов и др.; их системность; степень убедительности/доказательности - «сила» или «слабость» и т. д.);
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=