Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

Ш ж К Л 1Ш1У ! етодика преподавания ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И. К. Сытина МЕТОДИКАОБУЧЕНИЯСТУДЕНТОВИАСПИРАНТОВ РЕФЕРИРОВАНИЮТЕКСТА Статья посвящена поэтапной методике формирования интеллектуально­ речевой культуры студентов и аспирантов в учебно-научной сфере общения при обучении реферированию текста как цели и средству учебно-исследовательской ра­ боты в вузе. В статье раскрывается комплексная система речемыслительных уме­ ний, реализующих такие основополагающие качества речевой культуры специали­ ста, как точность, логичность Реферирование текста - сложный интеллектуально-речевой процесс, вклю­ чающий в себя: 1) постижение смысла пер­ вичного текста, овладение его содержани­ ем, логикой изложения и стилистической формой, 2) целенаправленное объективно­ точное информативное сжатие и переиз- ложение первичного текста (ПТ) во вто­ ричный самостоятельный авторский (референта) текст (жанр) «реферат». Рефе­ рирование текста является основой как учебно-воспитательного процесса в вузе (понимание лекций, подготовка к семина­ рам, написание курсовых и выпускных ра­ бот, их защита, оформление результатов лабораторных работ и др.), так и научно- исследовательской работы аспирантов на начальном (теоретическое исследование проблемы) и завершающем ее этапах (ав­ тореферат диссертации и ее защита). «Вла­ дение техникой реферирования - это пока­ затель сформированности умений зрелого чтения» [1, 109]. Поэтому комплекс умений рефериро­ вания текста представляет собой, с одной стороны, одну из стратегических целей формирования интеллектуальной культу­ ры, культуры речевого поведения специа- листа-интеллигента (работника интеллек­ туального труда) в научной (учебно­ научной) сфере общения, с другой сторо­ ны, тактические задачи формирования культуры работы с текстом как основным дидактическим материалом, а также задачи развития таких основополагающих качеств уместность речи. речевой культуры специалиста, как пра­ вильность, точность, логичность, умест­ ность, богатство речи (Б. Н. Головин). Проблема обучения реферированию текста тем более важна в эпоху «клипо­ во-расчлененного» сознания массовой культуры, когда в коммуникативном по­ ле общества реализуется преимущест­ венно информативная функция речи, а аналитическая функция не проявляется и не осознается во всей ее полноте и сложности; при этом у молодежи не развивается уважение к целостности текста, авторскому замыслу, его содер­ жательно-логической обоснованности, композиционной организации и стили­ стической целесообразности. Тема «Реферирование текста» входит в программы обучения иностранному язы­ ку в вузе, обучения русскому языку ино­ странных студентов. Однако «стандарт» программы «Русский язык и культура ре­ чи» [ГСЭ.Ф.08], уделяя значительное вни­ мание официально-деловому стилю речи (являющемуся для учебно-профессиональ­ ной деятельности менее значимым, чем научный стиль), ограничивает изучение научного стиля следующими формулиров­ ками: «Научный стиль. Специфика исполь­ зования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности» [там же, 6]. Между тем такое сужение учебных задач приводит к тому, что на практике реферирование подменяется ме

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=