Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ФИЛОСОФИЯ, ТЕОЛОГИЯ, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ № 5 , 2008 левает делать, для желающих легко и удобо­ исполнимо, а что запрещает, тяжело и трудно, мы, пренебрегая Его повелениями, делаем то, что воспрещено» 9. В подтверждение естест­ венности в исполнении заповедей Христа Иоанн Златоуст приводит в своих беседах сравнение двух законов: закона человеческо­ го эгоизма и закона Христова. Закон челове­ ческого эгоизма, по мнению святого отца, есть закон страстей, и как сами страсти он противоестествен и деспотичен. Закон же Христов в исполнении легок и радостен. Мысль о естественности исполнения челове­ ком заповедей Христа утверждается Иоанном и разделяется Л. Н. Толстым: заповеди Хри­ стовы «тяжки не суть» и бремя этих запове­ дей - бремя легкое 10. По мнению Иоанна, при первом приближении исполнение запо­ ведей кажется нам достаточно трудным, но бремя порока в реальности намного тяжелее: «...если добродетель представляется тебе тяжкой, то знай, что порок еще тягостнее. <.. > Ничто так не обременяет душу, ничто так не ослепляет мысль и не преклоняет до­ лу, как сознание греха; напротив, ничто так не воскрыляет и не возносит горе душу, как приобретение правды и добродетели» 11. По мнению В. И. Экземплярского, два великих мыслителя наиболее близки друг другу в следующих утверждениях: во- первых, исполнение заповедей Христовых не освобождает христиан от страданий в земной жизни; во-вторых, страдания не­ разрывно связываются с жизнью по вере; в-третьих, страдания - общечеловеческий удел, но в этом случае ученик Христов пе­ реносит свои страдания легче, чем ученик мира: «...На земле подвизаешься, говорит святитель, а на небе венец; от людей при­ нимаешь мучения, а от Бога получаешь честь...» 12. Причем Златоуст в данном слу­ чае апеллирует к закону христианской любви: «Таков, действительно, закон люб­ ви: любящие считают счастьем для себя, когда страдают за любимых» 13. И если, таким образом, по взгляду святителя, смерть и лишения составляют удел всякого человека, то христианин имеет преимущест­ 9Златоуст. Слово «Об учении и наставлении». Т. 12. С. 522. 10ТолстойЛ. Н. Вчеммоя вера. С. 11. 1 Златоуст. БеседаXXXVIII наЕв.Матф. Т. 7. С. 417-420. 12Златоуст. БеседаLXXVI наЕв. Матф. Т. 7. С. 768-769. 13Златоуст. Беседа2 наПоел, кФилимону. Т. 11. С. 899. во: заповеди Христа помогают нести хри­ стианину свое жизненное бремя легко, сво­ бодно и радостно: «Никто не свободен, кро­ ме того, кто живет для Христа, он стоит выше всех бедствий... Одно у христианина несчастье - оскорбить Бога; а прочее, как-то: потерю имущества, лишение отечества, са­ мую крайнюю опасность, он и не считает за бедствие; даже то самое, чего все страшатся - переход отсюда туда - для него приятнее жизни»и. Иоанн выражает уверенность в том, что добродетель, понимаемая им как исполнение заповедей Христовых, в себе самой заключает залог истинной свободы и радости: «.. .В чемже состоит эта сила доб­ родетели? В том, что с нею живут безопасно, не колеблются ни от каких несчастий, стоят выше всех гонителей. <...> Но душа правед­ ного, говорит Он, ничем не побуждается. Причина этого в том, что она основана на камне. Камнем здесь Христос называет твер­ дость Своего учения. И поистине: заповеди Его гораздо тверже камня: помощью их пра­ ведник становится выше всех волн человече­ ских...» 15. Вера Златоуста в наследственную греховность человеческой природы и буду­ щую жизнь не помешали ему проповедовать то, что учение Христа отнюдь не является праздной мечтой, а представляет собой ос­ нову истинной жизни. В. И. Экземплярский в вышеупомяну­ том очерке обнаружил, что, несмотря на отдельные различия в понимании частных заповедей Господа, согласие Л. Н. Толсто­ го и Златоуста в понимании столь великого жизненного вопроса имеет существенное значение и потому заслуживает быть отме­ ченным. Несмотря на то что Л. Н. Толстого отделяет от Иоанна Златоуста полторы ты­ сячи лет, великие моралисты стремятся разрешить один и тот же вопрос, централь­ ный для христианской совести, - вопрос о жизни по вере Христовой. В, И. Экземп­ лярский выражает уверенность в том, что «если бы прошли десятки тысяч лег, вопрос этот все равно неотступно стоял бы перед совестью людей и требовал бы сво­ его разрешения». 14Златоуст. Увещание кФеодору падшему. Т. 1. С. 41. 15 Златоуст. Беседа XXIV на Ев. Матф. Т. 7. С. 279-281.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=