Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого идеалом и жизнью всегда будет неизмери мое расстояние. Тем не менее Л. Н. Толстой считал Евангельский идеал истинно жиз ненным, а заповеди Нагорной проповеди осуществимыми в реальной жизни. Их претворение является путем к построению Божьего Царства на земле. По мнению Л. Н. Толстого, «...Христианское учение идеала есть то единое учение, которое мо жет руководить человечеством. Нельзя, не должно заменять идеал Христа внешними правилами, а надо твердо держать этот идеал перед собой во всей чистоте его и, главное, верить в него» . Итак, Евангелие возвышает жизненную истину: «...Если жизнь в Боге есть единая жизнь истинная, блаженная сама в себе, то она истинна, блаженна здесь на земле при всех возмож ных случайностях жизни» ". И сам Христос «понимал свое учение не как какой-то да лекий идеал человечества, исполнение ко торого невозможно... Он понимал свое учение как дело, такое дело, которое спа сет человечество...» 3. Христианский идеал бесконечного совершенства не может быть всецело достигнут человеком как сущест вом ограниченным. Но вся жизнь человека должна определяться стремлением прибли зиться к этому идеалу, и только в этом случае идеал будет жизненным: «...Учение Христа руководит людьми указанием им того бесконечного совершенства, к кото рому свойственно произвольно стремиться всякому человеку, на какой бы ступени несовершенства он ни находился» 4. И, по мысли Толстого, в Нагорной проповеди обозначен Христом тот вечный идеал, к которому должны быть направлены чело веческие устремления. А заповеди Нагор ной проповеди, по Толстому, представля ют собой «заметки на бесконечном пути совершенства, к которому идет человече ство». Сами по себе эти заповеди не явля ются каким-либо недостижимым идеалом, а провозглашены обязательной жизненной нормой, указывающей «степень, ниже ко торой вполне возможно не спускаться 1Послесловие кКрейцеровой сонате // Всемирный вестн. 1906. Февраль. С. 17-20. 2Толстой Л. Н. В чем моя вера // Всемирный вестн. 1906. Февраль. С. 116. 1Тамже. С. 29. 4ТолстойЛ. Н. Царство Божие внутри вас. С. 139-143. в достижении идеала» 5. Л. Н. Толстой по ставил перед собой задачу' доказать, что заповеди Нагорной проповеди - не утопи ческие мечтания, а истинно жизненные правила поведения. Осуществление данных заповедей должно явиться инструментом к совершенствованию жизни. Иоанну Златоусту, как и Л. Н. Тол стому, был ясен разлад между Евангель скими заповедями и устоями реальной жизни христиан. Осознавая этот разлад, Иоанн указывал пасомым на следование ложным путем и призывал к жизни в соот ветствии с заповедями Христа. «...Мы идем такою дорогой, говорит святитель в одной из бесед, как будто решились идти против заповедей Его»6. Описывая существующие разногласия между христианской верой и реалиями жизни, Златоуст констатирует следующий факт: «...По имени мы братья, а по делам враги; все называемся членами одного тела, а чу жды друг другу, как звери» 7. Иоанн убеж ден, что такое несогласие жизни и веры христиан унижает догматы Церкви и пре пятствует реализации Божьего дела на зем ле. Перед великим проповедником стояла та же проблема выбора, как и перед Л. Н. Толстым: жить ли, следуя закону Христову или закону человеческому, зако ну борьбы за свое существование или за кону служения другим, следуя любви или эгоизму. Как и Толстой, так и Иоанн нахо дили согласие в том, что осуществление заповедей Христовых здесь и теперь явля ется залогом истинной человеческой сво боды. По мысли Иоанна, мы имеем «воз можность получить и настоящие блага и достигнуть будущих, если бы как должно повиновались заповедям Христа... Он щадит учеников Своих и ясно знает, что делает человека малым и великим...» 8. JI. Н. Толстой, настаивая на исполнимости заповедей Христовых, отмечает естествен ность их исполнения человеком, соответ ствие этих заповедей человеческой приро де. Подобную мысль высказывал многими веками ранее и Иоанн Златоуст: «Тогда как то, говорит святитель, чтоОн [Христос] пове 5ТолстойЛ.Н.Мыслионовомжизнепонимании. С. 190-191. 6Златоуст. Слово 1«Осокрушении». Т. 1. С. 130-131. 7БеседаXXVII на2Коринф. Т. 10. С. 704. 8Златоуст. БеседаXXII наПоел, кРим. Т. 9. С. 772-773.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=