Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого идеалом и жизнью всегда будет неизмери­ мое расстояние. Тем не менее Л. Н. Толстой считал Евангельский идеал истинно жиз­ ненным, а заповеди Нагорной проповеди осуществимыми в реальной жизни. Их претворение является путем к построению Божьего Царства на земле. По мнению Л. Н. Толстого, «...Христианское учение идеала есть то единое учение, которое мо­ жет руководить человечеством. Нельзя, не должно заменять идеал Христа внешними правилами, а надо твердо держать этот идеал перед собой во всей чистоте его и, главное, верить в него» . Итак, Евангелие возвышает жизненную истину: «...Если жизнь в Боге есть единая жизнь истинная, блаженная сама в себе, то она истинна, блаженна здесь на земле при всех возмож­ ных случайностях жизни» ". И сам Христос «понимал свое учение не как какой-то да­ лекий идеал человечества, исполнение ко­ торого невозможно... Он понимал свое учение как дело, такое дело, которое спа­ сет человечество...» 3. Христианский идеал бесконечного совершенства не может быть всецело достигнут человеком как сущест­ вом ограниченным. Но вся жизнь человека должна определяться стремлением прибли­ зиться к этому идеалу, и только в этом случае идеал будет жизненным: «...Учение Христа руководит людьми указанием им того бесконечного совершенства, к кото­ рому свойственно произвольно стремиться всякому человеку, на какой бы ступени несовершенства он ни находился» 4. И, по мысли Толстого, в Нагорной проповеди обозначен Христом тот вечный идеал, к которому должны быть направлены чело­ веческие устремления. А заповеди Нагор­ ной проповеди, по Толстому, представля­ ют собой «заметки на бесконечном пути совершенства, к которому идет человече­ ство». Сами по себе эти заповеди не явля­ ются каким-либо недостижимым идеалом, а провозглашены обязательной жизненной нормой, указывающей «степень, ниже ко­ торой вполне возможно не спускаться 1Послесловие кКрейцеровой сонате // Всемирный вестн. 1906. Февраль. С. 17-20. 2Толстой Л. Н. В чем моя вера // Всемирный вестн. 1906. Февраль. С. 116. 1Тамже. С. 29. 4ТолстойЛ. Н. Царство Божие внутри вас. С. 139-143. в достижении идеала» 5. Л. Н. Толстой по­ ставил перед собой задачу' доказать, что заповеди Нагорной проповеди - не утопи­ ческие мечтания, а истинно жизненные правила поведения. Осуществление данных заповедей должно явиться инструментом к совершенствованию жизни. Иоанну Златоусту, как и Л. Н. Тол­ стому, был ясен разлад между Евангель­ скими заповедями и устоями реальной жизни христиан. Осознавая этот разлад, Иоанн указывал пасомым на следование ложным путем и призывал к жизни в соот­ ветствии с заповедями Христа. «...Мы идем такою дорогой, говорит святитель в одной из бесед, как будто решились идти против заповедей Его»6. Описывая существующие разногласия между христианской верой и реалиями жизни, Златоуст констатирует следующий факт: «...По имени мы братья, а по делам враги; все называемся членами одного тела, а чу­ жды друг другу, как звери» 7. Иоанн убеж­ ден, что такое несогласие жизни и веры христиан унижает догматы Церкви и пре­ пятствует реализации Божьего дела на зем­ ле. Перед великим проповедником стояла та же проблема выбора, как и перед Л. Н. Толстым: жить ли, следуя закону Христову или закону человеческому, зако­ ну борьбы за свое существование или за­ кону служения другим, следуя любви или эгоизму. Как и Толстой, так и Иоанн нахо­ дили согласие в том, что осуществление заповедей Христовых здесь и теперь явля­ ется залогом истинной человеческой сво­ боды. По мысли Иоанна, мы имеем «воз­ можность получить и настоящие блага и достигнуть будущих, если бы как должно повиновались заповедям Христа... Он щадит учеников Своих и ясно знает, что делает человека малым и великим...» 8. JI. Н. Толстой, настаивая на исполнимости заповедей Христовых, отмечает естествен­ ность их исполнения человеком, соответ­ ствие этих заповедей человеческой приро­ де. Подобную мысль высказывал многими веками ранее и Иоанн Златоуст: «Тогда как то, говорит святитель, чтоОн [Христос] пове­ 5ТолстойЛ.Н.Мыслионовомжизнепонимании. С. 190-191. 6Златоуст. Слово 1«Осокрушении». Т. 1. С. 130-131. 7БеседаXXVII на2Коринф. Т. 10. С. 704. 8Златоуст. БеседаXXII наПоел, кРим. Т. 9. С. 772-773.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=