Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ш Ф илософия , теология . РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ М. С. Сороцкий ВЕЛИКОЕПРОТИВОСТОЯНИЕ ИЛИПРОТИВОСТОЯНИЕ ВЕЛИКИХ В представляемой нами статье рассмотрено идейное противостояние двух ве­ ликих моралистов - JI. Н. Толстого и Иоанна Златоуста по вопросу применимости Евангельского нравственного учения к жизненным реалиям. Несмотря на различия в позициях, исследователь творчества JT. Н. Толстого В. И. Экземплярский обнаружил то общее, что объединяет этих мыслителей ичто можно назвать совпадением подуху. В. И. Экземплярский в очерке «Граф JI. Н. Толстой и святитель Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение запове­ дей Христовых» (1911) предпринял попытку исследования квазипротивостояния двух великих мыслителей - Иоанна Златоуста и JI. Н. Толстого. Актуальность рассматривае­ мой великими моралистами проблемы ука­ зывает на чрезвычайную важность ее раз­ решения для христианского мира. Л. Н. Толстой полагал, что христиан­ ские церкви целенаправленно искажали христианское учение. Подобное искаже­ ние, по мнению Л. Н. Толстого, проявило себя в следующем: во-первых, каждая из церквей объявила себя единственной хра­ нительницей христианской истины; во- вторых, произошло редуцирование самого христианского учения к символу веры (Великий писатель выразил недоумение по поводу претенциозного стремления Церкви подменить Нагорную проповедь символом веры.); в-третьих, подмена вечных истин Нагорной проповеди преходящими поставила их под сомнение, что повлекло санкционирование войн и повсеместную жестокость. Таким образом, в христиан­ ском мире сложилась противоестественная ситуация: люди исповедуют то, во что са­ ми не верят. Л. Н. Толстой адресовал учителям церкви, и в частности Иоанну Златоусту, ряд обвинений. Одним из упреков, обра­ щенных Л. Н. Толстым отцам церкви и Ио­ анну Златоусту, является обвинение их в политической конъюнктурности. Подобным же стремлением к соблюдению политиче­ ской и социальной лояльности, по мнению Л. Н. Толстого, озабочено и современное «казенное» богословие. Конформистская позиция с власть предержащими вызвала резкую отповедь великого вольнодумца. Почему же именно Иоанн Златоуст вызвал столь резкое неприятие у Л. Н. Толстого? Во-первых, Иоанн Златоуст, вне всякого сомнения, признан величайшим из учите­ лей раннехристианской Церкви и вырази­ телем ее позиции. Исходя из принципа «кому многое дано, с того многое и спро­ сится», именно Златоуст несет персональ­ ную ответственность за сближение Церкви с властью; во-вторых, Л. Н. Толстой чаще святых отцов апеллировал к имени этого великого христианского проповедника, обвиняя Златоуста в извращении духа ис­ тинного христианства. Наиболее значимой темой предпола­ гаемой конфронтации является тема жиз­ ненной значимости Евангельского учения, в частности заповедей Нагорной проповеди. Позиция Л. Н. Толстого далеко неоднознач­ на. Он, так же как и святой отец, говорил о разладе между евангельскими требова­ ниями и наличной жизнью христианского общества. Великий мыслитель поставил себе задачу доказать, что Евангелие учит людей жизненной правде для исполнения учения Христа именно здесь и теперь. Од­ нако же он сам признавал недостижимость Евангельского идеала; между Евангельским 53

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=