Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ш Ф илософия , теология . РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ М. С. Сороцкий ВЕЛИКОЕПРОТИВОСТОЯНИЕ ИЛИПРОТИВОСТОЯНИЕ ВЕЛИКИХ В представляемой нами статье рассмотрено идейное противостояние двух ве ликих моралистов - JI. Н. Толстого и Иоанна Златоуста по вопросу применимости Евангельского нравственного учения к жизненным реалиям. Несмотря на различия в позициях, исследователь творчества JT. Н. Толстого В. И. Экземплярский обнаружил то общее, что объединяет этих мыслителей ичто можно назвать совпадением подуху. В. И. Экземплярский в очерке «Граф JI. Н. Толстой и святитель Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение запове дей Христовых» (1911) предпринял попытку исследования квазипротивостояния двух великих мыслителей - Иоанна Златоуста и JI. Н. Толстого. Актуальность рассматривае мой великими моралистами проблемы ука зывает на чрезвычайную важность ее раз решения для христианского мира. Л. Н. Толстой полагал, что христиан ские церкви целенаправленно искажали христианское учение. Подобное искаже ние, по мнению Л. Н. Толстого, проявило себя в следующем: во-первых, каждая из церквей объявила себя единственной хра нительницей христианской истины; во- вторых, произошло редуцирование самого христианского учения к символу веры (Великий писатель выразил недоумение по поводу претенциозного стремления Церкви подменить Нагорную проповедь символом веры.); в-третьих, подмена вечных истин Нагорной проповеди преходящими поставила их под сомнение, что повлекло санкционирование войн и повсеместную жестокость. Таким образом, в христиан ском мире сложилась противоестественная ситуация: люди исповедуют то, во что са ми не верят. Л. Н. Толстой адресовал учителям церкви, и в частности Иоанну Златоусту, ряд обвинений. Одним из упреков, обра щенных Л. Н. Толстым отцам церкви и Ио анну Златоусту, является обвинение их в политической конъюнктурности. Подобным же стремлением к соблюдению политиче ской и социальной лояльности, по мнению Л. Н. Толстого, озабочено и современное «казенное» богословие. Конформистская позиция с власть предержащими вызвала резкую отповедь великого вольнодумца. Почему же именно Иоанн Златоуст вызвал столь резкое неприятие у Л. Н. Толстого? Во-первых, Иоанн Златоуст, вне всякого сомнения, признан величайшим из учите лей раннехристианской Церкви и вырази телем ее позиции. Исходя из принципа «кому многое дано, с того многое и спро сится», именно Златоуст несет персональ ную ответственность за сближение Церкви с властью; во-вторых, Л. Н. Толстой чаще святых отцов апеллировал к имени этого великого христианского проповедника, обвиняя Златоуста в извращении духа ис тинного христианства. Наиболее значимой темой предпола гаемой конфронтации является тема жиз ненной значимости Евангельского учения, в частности заповедей Нагорной проповеди. Позиция Л. Н. Толстого далеко неоднознач на. Он, так же как и святой отец, говорил о разладе между евангельскими требова ниями и наличной жизнью христианского общества. Великий мыслитель поставил себе задачу доказать, что Евангелие учит людей жизненной правде для исполнения учения Христа именно здесь и теперь. Од нако же он сам признавал недостижимость Евангельского идеала; между Евангельским 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=