Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ГОГИКА А. А. Бурлакова ПОЗИЦИЯНЕНАСИЛИЯПЕДАГОГА КАКГЛАВНОЕУСЛОВИЕЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХТЕХНОЛОГИЙ Статья посвящена проблеме позиции ненасилия педагогов, которая особую роль играет при внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной темы вызвана увеличением фактов применения насилия по отношению кдетям вряде образовательных учреждений. Известно, что здоровье означает не только отсутствие болезней и физических дефектов. В уставе Всемирной организа­ ции здравоохранения оно определяется как «состояние полного физического, духовно­ го и социального благополучия». Не слу­ чайно здоровье входит в число наиболее значимых для человека ценностей. К сожалению, лишь 15 % новорожден­ ных младенцев в нашей стране рождаются здоровыми. Количество детей с отклоне­ ниями в развитии увеличивается с их по­ ступлением в образовательные учрежде­ ния. По данным Минздрава, только 5 % выпускников школ являются здоровыми, 80 % школьников имеют хронические за­ болевания, 70 % из них страдают нервно- психическими расстройствами. Причины прогрессирующей невроти- зации молодежи, ухудшения состояния здоровья детей скрываются в жестоком об­ ращении с ними взрослых, в росте насилия в семьях и образовательных учреждениях. Негативные явления усугублялись господ­ ством функционального подхода в воспи­ тании и образовании ребенка в течение длительного времени, несовершенством педагогических теорий и практических ме­ тодов воспитания, навязыванием ребенку общественной системы ценностей, ростом агрессивности педагогов. В психологической и педагогической литературе не случайно возникли термины «черная», «отравлен­ ная» педагогика, «антипедагогика», «педа­ гогика насилия» [1, 2]. Особую тревогу' вызывает положение детей-сирот и детей, оставшихся без попе­ чения родителей, воспитывающихся в дет­ ских домах и школах-интернатах. Главными функциями образовательных учреждений подобного типа являются защита прав, жизни и здоровья детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создание условий для их успешного развития. Одна­ ко система, которая должна защищать ре­ бенка, сама нередко способствует наруше­ нию прав и свобод детей. Сегодня Министерство образования и правоохрани­ тельные органы открыто заявляют о наличии фактов насилия по отношению к воспитан­ никам в ряде образовательных учреждений для детей-сирот. Наше исследование, проведенное в 2002-2005 гг. в ряде детских домов и школ-интернатов Тульской области, по­ казало, что основная часть детей, находя­ щихся в этих учреждениях, в разные периоды жизни подвергалась насилию в различных формах и видах проявления. Из 235 обследованных нами воспитанни­ ков 216 (92 %) испытали на себе наказания в виде лишения пищи, изоляции, избиения; 4,2 % из них - сексуальное насилие. Тот факт, что 4 % детей вопрос о наличии или

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=