Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ЛИНГВИСТИКА № 5, 2008 Ю. А. Богатова РИТМ ПРОЗЫ: СИНТАКСИЧЕСКОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ В основе ритмической организации текста лежит внутренний синтаксический страт ритма, который, формируясь взаимодействием разноуровневых языковых средств, обеспечивает целостное представление о художественном тексте, а также является одним из факторов выразительности прозаического литературного произ ведения. Анализ особенностей функционирования синтаксического ритма позволя ет сделать вывод о том, что одной из основных функций, выполняемых указанным средством, является функция выдвижения, подчеркивания наиболее важных эле ментов текста, что является реализацией установки художественного текста на воз действие. Изучение ритмической организации прозаического текста имеет достаточно долгую историю. Со времен античного ораторского искусства ритму речи прида валось огромное значение в усилении экс прессии произведения и его воздействия на слушателя или читателя. Средства синтак сического построения высказывания всегда рассматривались как ритмообразующие, или по меньшей мере способствующие реализации определенного ритмического рисунка текста. Тем не менее ритм воспри нимался прежде всего как элемент просо дической организации речевого произве дения, вследствие чего исследование ритма зачастую сводилось к изучению лишь плана выражения текста, его членения на ритмиче ские группы, их интонационно-просодичес кого оформления и чередования в потоке речи. Для нас важным является тот факт, что ритм, как способ структурной организации материи, находит свое проявление в синтак сисе, ассоциируясь с движением и основыва ясь на повторах и закономерностях. Таким образом, в данном иссле довании акцент во многом смещен с плана выражения на план содержания текста. На наш взгляд, из всех элементов, сообщаю щих осмысленность высказыванию, самым важным является синтаксис, контроли рующий порядок, в котором поступают впечатления, и передающий отношения, стоящие за цепочками слов. Для русской лингвистической школы характерно обращение к содержательной стороне анализируемого явления. Классиче ские работы А. М. Пешковскош, Б. В. Тома- шевского не могли не оказать влияния на последующие работы в области речевого ритма. В последнее десятилетие исследо ватели все чаще обращаются к изучению периодичностей в смысловой организации текста. Существует периодичность и в упот реблении эмоционально-насыщенных син тагм, и в употреблении информативно нагруженных фраз [3]. Огромный вклад в развитие теории ритма вообще и синтаксического ритма в частности, внес выдающийся советский филолог В. М. Жирмунский. Основное по ложение его теории сводится к тому, что главными факторами ритмической органи зации словесного материала являются синтаксический и грамматический парал лелизм словесных рядов, усиленный раз личного рода лексическими повторами (в первую очередь анафорами) [2]. Связь синтаксиса с ритмом рассматри валась в работах О. М. Брик, об этом выска зывались в своих исследованиях М. Л. Гас паров, М. М. Гиршман, Н. В. Черемисина. Следует отметить, что одним из важ ных шагов, во многом предвосхитившим дальнейшее развитие лингвистической мысли в области синтаксической концепции ритма, был предложенный Т. Н. Шишкиной метод анализа ритмической организации текста. Он заключался в установлении че редования разновеликих синтагм внутри предложения. На этой основе было выде лено и описано шесть типов ритмической организации речи: «монотонный», «пере менный», «отрывистый», «некомпактный», «кольцевой» и «постепенный». Под «моно тонным» ритмом понимается последова тельность синтагм, длина которых колеблет ся в очень узком диапазоне. «Переменный» ритм характеризуется регулярным чередо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=