Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ЛИНГВИСТИКА № 5, 2008 Ю. А. Богатова РИТМ ПРОЗЫ: СИНТАКСИЧЕСКОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ В основе ритмической организации текста лежит внутренний синтаксический страт ритма, который, формируясь взаимодействием разноуровневых языковых средств, обеспечивает целостное представление о художественном тексте, а также является одним из факторов выразительности прозаического литературного произ­ ведения. Анализ особенностей функционирования синтаксического ритма позволя­ ет сделать вывод о том, что одной из основных функций, выполняемых указанным средством, является функция выдвижения, подчеркивания наиболее важных эле­ ментов текста, что является реализацией установки художественного текста на воз­ действие. Изучение ритмической организации прозаического текста имеет достаточно долгую историю. Со времен античного ораторского искусства ритму речи прида­ валось огромное значение в усилении экс­ прессии произведения и его воздействия на слушателя или читателя. Средства синтак­ сического построения высказывания всегда рассматривались как ритмообразующие, или по меньшей мере способствующие реализации определенного ритмического рисунка текста. Тем не менее ритм воспри­ нимался прежде всего как элемент просо­ дической организации речевого произве­ дения, вследствие чего исследование ритма зачастую сводилось к изучению лишь плана выражения текста, его членения на ритмиче­ ские группы, их интонационно-просодичес­ кого оформления и чередования в потоке речи. Для нас важным является тот факт, что ритм, как способ структурной организации материи, находит свое проявление в синтак­ сисе, ассоциируясь с движением и основыва­ ясь на повторах и закономерностях. Таким образом, в данном иссле­ довании акцент во многом смещен с плана выражения на план содержания текста. На наш взгляд, из всех элементов, сообщаю­ щих осмысленность высказыванию, самым важным является синтаксис, контроли­ рующий порядок, в котором поступают впечатления, и передающий отношения, стоящие за цепочками слов. Для русской лингвистической школы характерно обращение к содержательной стороне анализируемого явления. Классиче­ ские работы А. М. Пешковскош, Б. В. Тома- шевского не могли не оказать влияния на последующие работы в области речевого ритма. В последнее десятилетие исследо­ ватели все чаще обращаются к изучению периодичностей в смысловой организации текста. Существует периодичность и в упот­ реблении эмоционально-насыщенных син­ тагм, и в употреблении информативно нагруженных фраз [3]. Огромный вклад в развитие теории ритма вообще и синтаксического ритма в частности, внес выдающийся советский филолог В. М. Жирмунский. Основное по­ ложение его теории сводится к тому, что главными факторами ритмической органи­ зации словесного материала являются синтаксический и грамматический парал­ лелизм словесных рядов, усиленный раз­ личного рода лексическими повторами (в первую очередь анафорами) [2]. Связь синтаксиса с ритмом рассматри­ валась в работах О. М. Брик, об этом выска­ зывались в своих исследованиях М. Л. Гас­ паров, М. М. Гиршман, Н. В. Черемисина. Следует отметить, что одним из важ­ ных шагов, во многом предвосхитившим дальнейшее развитие лингвистической мысли в области синтаксической концепции ритма, был предложенный Т. Н. Шишкиной метод анализа ритмической организации текста. Он заключался в установлении че­ редования разновеликих синтагм внутри предложения. На этой основе было выде­ лено и описано шесть типов ритмической организации речи: «монотонный», «пере­ менный», «отрывистый», «некомпактный», «кольцевой» и «постепенный». Под «моно­ тонным» ритмом понимается последова­ тельность синтагм, длина которых колеблет­ ся в очень узком диапазоне. «Переменный» ритм характеризуется регулярным чередо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=