Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Ю. Н. Антюфеева. Н. Е. Булаева РЕАЛИЯКАКСРЕДСТВООТРАЖЕНИЯ ПРАГМАТИЧЕСКОГОПОТЕНЦИАЛАТЕКСТА Для определения механизмов образования текста необходимо уяснение таких понятий, как прагматическая сущность и прагматический потенциал текста. Текст как цельное речевое произведение имеет свои закономерности образования. Тек- стообразование осуществляется под влиянием целеустановки самого текста и целеустановки конкретного автора текста. Первое диктуется самим текстом, его типом, жанром, задачами, которые он реализует. Второе всецело связано с авторским отношением к сообщаемой информации. Последнее особенно важно в установлении прагматического потенциала текста, поскольку связано с интерпретационной сто­ роной текста, так как автор не только формирует собственно текст, но и направляет читателя в интерпретации текста. Главным конструирующим фактором текста является его коммуникативное зна­ чение, т. е его прагматическая сущность, поскольку текст предназначен для эмоцио­ нально-волевого и эстетического воздейст­ вия на тех, кому адресован (прагматическим в лингвистике считается функционирова­ ние языковых единиц в их отношении к участникам акта общения). Основная ха­ рактеристика текста - коммуникативно­ функциональная: текст служит для переда­ чи и хранения информации и воздействия на личность получателя информации. Важнейшими свойствами всякого текста являются его информативность, целост­ ность и связность. Следует отметить, что свойство ин­ формативности охватывает ряд проблем, выходящих за пределы чисто лингвистиче­ ского характера. Одна из них - проблема нового (неизвестного). Совершенно оче­ видно, что новое не может рассматривать­ ся вне учета социальных, психологических, научно-технических, общекультурных, воз­ растных, временных и других факторов. Для одного получателя сообщение будет новым, для другого это же сообщение будет лишено информации, поскольку содержание сообщения ему уже известно или вообще не понятно, т. е. осознание прагматической стороны информации тек­ ста является одним из первичных условий его адекватного восприятия. Воспринимая информацию, получатель вступает в опреде­ ленные прагматические отношения с текстом, которые могут носить как интеллектуаль­ ный, так и эмоциональный характер. В. Н. Комиссаров указывает: «Спо­ собность текста производить подобный коммуникативный эффект, вызывать у реци­ пиента прагматические отношения к сооб­ щаемому, называется прагматическим потенциалом текста» [1, 255]. Прагматиче­ ский потенциал текста является результа­ том выбора автором содержания сообще­ ния и способа его языкового выражения. В соответствии со своим коммуникатив­ ным намерением автор выбирает для пере­ дачи информации языковые единицы, об­ ладающие необходимым значением. Способностью оказывать на читателя f или слушателя определенное прагматическое воздействие (иначе - коммуникативный эф­ фект) обладает и любое высказывание, и любой текст, поэтому прагматический потенциал составляет важнейшую часть содержания высказывания. Отметим, что восприятие синтаксиче­ ской структуры высказывания и его комму­ никативной значимости относится к внут­ ренней языковой компетенции читающего, а понимание прагматической информации выявляется на различных этапах анализа текста. Прагматическое отношение полу­ чателя информации к тексту зависит не только от прагматики текста, но и от того,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=