Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого о молебне в церкви, устроении крестного хода вокруг полей и водосвятии. Испро- шение дождя как Божьей милости могло происходить в несколько этапов в течение от одного до трех дней, при этом менялось место молебна: сначала в церкви, позднее на деревенской улице, поле, у местных родников и уже потом - в крестьянских домах. Участниками обряда, как правило, были все жители деревни, но в некоторых губерниях иногда практиковались раздель­ ные по полу и возрасту молебствования. Так, в Калужской губернии известен слу­ чай проведения четырех в разные дни молебств от засухи при участии: а) баб; б) мужиков; в) девушек и парней; г) всех жителей. Обычно этот обряд проводился гак: впереди крестного хода шли священник со старостой. Во время шествия по деревне с иконами все дети, а также взрослые, страдающие какой-либо болезнью, прохо­ дили под иконами для получения здоровья как Божьей Благодати. Во время молебна, проводившегося обычно на поле, стави­ лись столы, один или несколько, которые покрывались скатертью, на них расклады­ вались караваи хлеба, иногда чаши с семе­ нами зерновых, а также ведро с водой. Мо­ лебен проходил при зажженных восковых свечах, молились на коленях. После мо­ лебна с водосвятием священник кропил поле водой. Если вблизи поля были родни­ ки, то молебны проводились около них. В структуру молебна иногда включались ритуальные компоненты (в южнорусских губерниях): после молебна принято было обливать священника водой на поле или деревенской улице. Иногда для этого жен­ щины, которые проводили эти действия, приходили в дом священника с тем, чтобы облить его водой [11, 96]. Смысл этих ритуальных компонентов нужно видеть в столкновении двух стихий—официального православия и народного христианства. Русская православная церковь во многих случаях шла вслед за народным христиан­ ством, поддерживая его. Обливание свя­ щенника или «куклы» водой как разновид­ ность «обливушек», которые в Купальском обряде считались очистительными, симво­ лизирует приобщение официальной церкви к народнохристианским обрядам. Особо значимыми были молебны, про­ водившиеся на Ильин день. После этого дня нередко в течение недели крестьяне продолжали свои моления от засухи [7, 194]. Во время молебнов Ильина дня пригла­ шали священника «провеличить Илию на плодородие хлеба» [6,310]. У македон­ цев было принято ходить с процессией и молиться о летнем дожде в Юрьев и Ильин день. Этот обряд - одно из проявлений раз­ вития христианства в его древней форме. Богослужение, совершаемое во время молебна, есть прообраз молений восточ­ ных славян о небесных силах природы, которые проходили обычно на открытой местности - на полях, около рек и родни­ ков, в лесах. Комментирование с применением герме­ невтического метода исследования позволяет, таким образом, не только показать и объяс­ нить происхождение такого явления, как мо­ лебен, но и помогает остановить процесс междометизации, «затемнения» семантики текста и восстановить первоначальное смы­ словое поле текста. Семиотическая структура текста календарного праздника в процессе комментирования реконструируется герме­ невтически. О. N. Andreeva LINGVQSEMIOTICAL TEXT: METHODOLOGICAL ASPECTS OF COMMENTATION The article touches upon the peculiarities of hermeneutic research on the example of lingvosemiotical text structures to which calendar holiday is related. The analyzed se­ mantic components of the calendar holiday give the opportunity of reconstructing linguis­ tic text semantic field and semiotic structure of the text in the process of commentation.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=