Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого о молебне в церкви, устроении крестного хода вокруг полей и водосвятии. Испро- шение дождя как Божьей милости могло происходить в несколько этапов в течение от одного до трех дней, при этом менялось место молебна: сначала в церкви, позднее на деревенской улице, поле, у местных родников и уже потом - в крестьянских домах. Участниками обряда, как правило, были все жители деревни, но в некоторых губерниях иногда практиковались раздель ные по полу и возрасту молебствования. Так, в Калужской губернии известен слу чай проведения четырех в разные дни молебств от засухи при участии: а) баб; б) мужиков; в) девушек и парней; г) всех жителей. Обычно этот обряд проводился гак: впереди крестного хода шли священник со старостой. Во время шествия по деревне с иконами все дети, а также взрослые, страдающие какой-либо болезнью, прохо дили под иконами для получения здоровья как Божьей Благодати. Во время молебна, проводившегося обычно на поле, стави лись столы, один или несколько, которые покрывались скатертью, на них расклады вались караваи хлеба, иногда чаши с семе нами зерновых, а также ведро с водой. Мо лебен проходил при зажженных восковых свечах, молились на коленях. После мо лебна с водосвятием священник кропил поле водой. Если вблизи поля были родни ки, то молебны проводились около них. В структуру молебна иногда включались ритуальные компоненты (в южнорусских губерниях): после молебна принято было обливать священника водой на поле или деревенской улице. Иногда для этого жен щины, которые проводили эти действия, приходили в дом священника с тем, чтобы облить его водой [11, 96]. Смысл этих ритуальных компонентов нужно видеть в столкновении двух стихий—официального православия и народного христианства. Русская православная церковь во многих случаях шла вслед за народным христиан ством, поддерживая его. Обливание свя щенника или «куклы» водой как разновид ность «обливушек», которые в Купальском обряде считались очистительными, симво лизирует приобщение официальной церкви к народнохристианским обрядам. Особо значимыми были молебны, про водившиеся на Ильин день. После этого дня нередко в течение недели крестьяне продолжали свои моления от засухи [7, 194]. Во время молебнов Ильина дня пригла шали священника «провеличить Илию на плодородие хлеба» [6,310]. У македон цев было принято ходить с процессией и молиться о летнем дожде в Юрьев и Ильин день. Этот обряд - одно из проявлений раз вития христианства в его древней форме. Богослужение, совершаемое во время молебна, есть прообраз молений восточ ных славян о небесных силах природы, которые проходили обычно на открытой местности - на полях, около рек и родни ков, в лесах. Комментирование с применением герме невтического метода исследования позволяет, таким образом, не только показать и объяс нить происхождение такого явления, как мо лебен, но и помогает остановить процесс междометизации, «затемнения» семантики текста и восстановить первоначальное смы словое поле текста. Семиотическая структура текста календарного праздника в процессе комментирования реконструируется герме невтически. О. N. Andreeva LINGVQSEMIOTICAL TEXT: METHODOLOGICAL ASPECTS OF COMMENTATION The article touches upon the peculiarities of hermeneutic research on the example of lingvosemiotical text structures to which calendar holiday is related. The analyzed se mantic components of the calendar holiday give the opportunity of reconstructing linguis tic text semantic field and semiotic structure of the text in the process of commentation.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=