Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ЛИНГВИСТИКА № 5, 2008 невтическую реконструкцию смысла, свя­ занного с пониманием высказывания и с различными модификациями языковых значений. Если основные единицы выра­ жения смысла - слова - в первозданном тексте и в вариантах вторичного звучания остались те же, то необходимо проанали­ зировать, сохранился ли смысл данных лексем, и попытаться ответить на главный вопрос - в чем заключается смысл отдель­ ных слов, имеющих особо важное значение для понимания семантики календарного праздника. В данном аспекте филологиче­ ская герменевтика признается не только теорией понимания, но и теорией смысло- образования. Под образованием смысла понимается прежде всего реконструкция и восстановление смыслового поля отдель­ ных лексем и, таким образом, всего кален­ дарного праздника. Необходимо заметить, что восстановление и объяснение значения текстовых структур должно поставить на первый план вопрос о чтении как смысло­ образующем процессе. В лингвистике су­ ществует теория, согласно которой при чтении для понимания текста с позиций герменевтики все внешнее оформление - звуки, буквы, последовательность слов и даже предложения - является несущест­ венным [8, 120]. С этим не вполне можно согласиться. Процесс чтения как восстановление смысла текста заставляет обращать вни­ мание лингвистов прежде всего на «внешний облик» слова, результатом че­ го является возможная этимологическая реконструкция лексемы, определение ас- социативно-паронимических связей. Звуки, буквы, последовательность слов и предло­ жений могут иметь определенное значение «в той степени, в какой возникает необхо­ димость указать на соотнесенность средств текстопостроения с усмотренными реа­ лиями» [5, 5]. Таким образом, в задачу герменевтиче­ ского метода как основного исследователь­ ского метода должно входить не только вос­ становление первоначального смысла, но и объяснение происхождения данного смысла. Комментирование с применением гер­ меневтического метода исследования можно рассмотреть на примере одного из составляющих элементов календарного праздника, например, в честь святого Ильи-пророка, празднование которого со­ вершается 2 августа по новому стилю. Одним из самых важных событий вжизни крестьянина был молебен. Под молебном понимают «церковное богослу­ жение, содержание которого составляет моление, обращенное к Богу, Богородице или святым. Молебен совершался для про­ славления Бога и святых, для испрошения их помощи в нуждах, для благодарения за помощь. По содержанию молебен является сокращением утрени» [11, 337-338]. Одни молебны могли совершаться по обету в память об освобождении от какого-либо бедствия, целью которых было благода­ рение Бога за милость, - они могли совер­ шаться в поле. Во время этих молебнов каждый из хозяев клал колос со своей по­ лосы, приговаривая: «Благослови, Хри­ стос» [там же, 215]. Другие молебны, направленные на испрошение помощи Бога и святых в нуждах, требуют более детального рассмотрения их структурно­ семантической схемы, что позволит пра­ вильно прокомментировать семантику ка­ лендарного праздника. Действия, направленные на вызыва­ ние дождя, относятся к обрядам окказио­ нального типа, поскольку совершались по необходимости и не имели постоянного темпорального закрепления. Этот факт позволяет рассматривать молебны как действия непрерывные, как процесс, обуслов­ ливающий взаимовлияние и взаимодополне­ ние компонентов структуры. Молебном тако­ го порядка является моление о ниспослании дождя, приуроченное кИльину' дню, которое тем не менее проводится весь летний сезон практически на всех территориях России в дни Господних и Богородичных праздни­ ков, а также в дни, связанные с почитанием святых Ангелов, апостолов, пророков, вели­ ких святителей, мучеников и других святых [7, 191; 3, 121]. Молебствование нецерков­ ное (обход полей с иконами и проведение молений на полях, у родников) - преобла­ дающий тип обрядов во второй половине XIX - начале XX века, хотя в России в Ильин день совершались также молебны и в часовнях, посвященных Илье. Обычно по решению сельского схода староста договаривался со священником

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=