Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ЛИНГВИСТИКА № 5, 2008 невтическую реконструкцию смысла, свя занного с пониманием высказывания и с различными модификациями языковых значений. Если основные единицы выра жения смысла - слова - в первозданном тексте и в вариантах вторичного звучания остались те же, то необходимо проанали зировать, сохранился ли смысл данных лексем, и попытаться ответить на главный вопрос - в чем заключается смысл отдель ных слов, имеющих особо важное значение для понимания семантики календарного праздника. В данном аспекте филологиче ская герменевтика признается не только теорией понимания, но и теорией смысло- образования. Под образованием смысла понимается прежде всего реконструкция и восстановление смыслового поля отдель ных лексем и, таким образом, всего кален дарного праздника. Необходимо заметить, что восстановление и объяснение значения текстовых структур должно поставить на первый план вопрос о чтении как смысло образующем процессе. В лингвистике су ществует теория, согласно которой при чтении для понимания текста с позиций герменевтики все внешнее оформление - звуки, буквы, последовательность слов и даже предложения - является несущест венным [8, 120]. С этим не вполне можно согласиться. Процесс чтения как восстановление смысла текста заставляет обращать вни мание лингвистов прежде всего на «внешний облик» слова, результатом че го является возможная этимологическая реконструкция лексемы, определение ас- социативно-паронимических связей. Звуки, буквы, последовательность слов и предло жений могут иметь определенное значение «в той степени, в какой возникает необхо димость указать на соотнесенность средств текстопостроения с усмотренными реа лиями» [5, 5]. Таким образом, в задачу герменевтиче ского метода как основного исследователь ского метода должно входить не только вос становление первоначального смысла, но и объяснение происхождения данного смысла. Комментирование с применением гер меневтического метода исследования можно рассмотреть на примере одного из составляющих элементов календарного праздника, например, в честь святого Ильи-пророка, празднование которого со вершается 2 августа по новому стилю. Одним из самых важных событий вжизни крестьянина был молебен. Под молебном понимают «церковное богослу жение, содержание которого составляет моление, обращенное к Богу, Богородице или святым. Молебен совершался для про славления Бога и святых, для испрошения их помощи в нуждах, для благодарения за помощь. По содержанию молебен является сокращением утрени» [11, 337-338]. Одни молебны могли совершаться по обету в память об освобождении от какого-либо бедствия, целью которых было благода рение Бога за милость, - они могли совер шаться в поле. Во время этих молебнов каждый из хозяев клал колос со своей по лосы, приговаривая: «Благослови, Хри стос» [там же, 215]. Другие молебны, направленные на испрошение помощи Бога и святых в нуждах, требуют более детального рассмотрения их структурно семантической схемы, что позволит пра вильно прокомментировать семантику ка лендарного праздника. Действия, направленные на вызыва ние дождя, относятся к обрядам окказио нального типа, поскольку совершались по необходимости и не имели постоянного темпорального закрепления. Этот факт позволяет рассматривать молебны как действия непрерывные, как процесс, обуслов ливающий взаимовлияние и взаимодополне ние компонентов структуры. Молебном тако го порядка является моление о ниспослании дождя, приуроченное кИльину' дню, которое тем не менее проводится весь летний сезон практически на всех территориях России в дни Господних и Богородичных праздни ков, а также в дни, связанные с почитанием святых Ангелов, апостолов, пророков, вели ких святителей, мучеников и других святых [7, 191; 3, 121]. Молебствование нецерков ное (обход полей с иконами и проведение молений на полях, у родников) - преобла дающий тип обрядов во второй половине XIX - начале XX века, хотя в России в Ильин день совершались также молебны и в часовнях, посвященных Илье. Обычно по решению сельского схода староста договаривался со священником
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=