Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

тт J 1ИНГВИСТИКА Ж. Е.Фомичева ПОЛИФОНИЯ - ВНУТРЕННЯЯДИАЛОГИЧНОСТЬРОМАНА Статья посвящена теории речевых жанров М. М. Бахтина, уточняющей и рас­ ширяющей современное представление о литературных жанрах, и в частности о жанре романа. В статье раскрывается специфика романной стилистики, предпо­ лагающая включения в композицию романа различных жанров, как художествен­ ных, так и не художественных. Подчеркивается обусловленность разностильности и разноречивости выявленного М. М. Бахтиным полифонического типа романа его внутрижанровой неоднородностью, отражающей внутриязыковую расслоенность литературного языка и его жанровых разновидностей. Рассматривается проблема соотношения понятий жанра идискурса. Положение о внутренней диалогичности литературного произведения, разрабаты­ вавшееся М. М. Бахтиным на протяжении всей научной деятельности, развивается им также в исследовании стилистики романа. Существенным и принципиальным мо­ ментом в теории речевых жанров М. М. Бах­ тина, уточняющим и расширяющим наше представление о литературных жанрах, и в частности о жанре романа, является раз­ граничение ученым жанров по принципу первичности и вторичности. Согласно М. М. Бахтину, первичные жанры являются простыми, а вторичные - сложными жанрами. Вторичные (сложные) жанры - романы, драмы, различные научные исследования, большие публицистические жанры - возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения - художественного, научного, общественно­ публицистического. В процессе своего формирования они вбирают в себя и перера­ батывают различные первичные (простые) жанры, сложившиеся в условиях непосред­ ственного речевого общения. Первичные жанры, входящие в состав сложных, транс­ формируются в них и приобретают особый характер: утрачивают непосредственное от­ ношение к реальной действительности и к реальным чужим высказываниям [3, 252]. Следует отметить, что в современной научной литературе при рассмотрении со­ отношения понятий жанра и дискурса, вто­ ричные, по М. М. Бахтину, жанры соотно­ сятся с дискурсами высшего порядка. Так, согласно И. В. Силантьеву, интенциональ- ность романа в целом расположена в поле эстетических коммуникативных стратегий. Следовательно, собственные, присущие жанру интенции романа отвечают общим и частным целям (стратегиям) эстетического дискурса [7, 17-21]. Роман как целое, по М. М. Бахтину, - это «многостильное, разноречивое, разно­ голосое явление». Специфика романной стилистики состоит в движении темы по языкам и речам, в ее диалогизации и зара­ жении разноречием и разноголосием пред­ метно-смыслового мира романа. Диалоги- зация темы не позволяет потерять ни один голос, вместе с тем все голоса переклика­ ются, сходясь к высшей - авторской - по­ зиции. Таким образом, с точки зрения сти­ листики роман - это «художественно организованное социальное разноречие, иногда разноязычие, и индивидуальная разноголосица» [1, 76]. Многоголосие и разноречие в романе сливаются в строй­ ную художественную систему, каждый элемент которой участвует в раскрытии смысла целого. Такой роман с новыми 34

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=