Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
тт J 1ИНГВИСТИКА Ж. Е.Фомичева ПОЛИФОНИЯ - ВНУТРЕННЯЯДИАЛОГИЧНОСТЬРОМАНА Статья посвящена теории речевых жанров М. М. Бахтина, уточняющей и рас ширяющей современное представление о литературных жанрах, и в частности о жанре романа. В статье раскрывается специфика романной стилистики, предпо лагающая включения в композицию романа различных жанров, как художествен ных, так и не художественных. Подчеркивается обусловленность разностильности и разноречивости выявленного М. М. Бахтиным полифонического типа романа его внутрижанровой неоднородностью, отражающей внутриязыковую расслоенность литературного языка и его жанровых разновидностей. Рассматривается проблема соотношения понятий жанра идискурса. Положение о внутренней диалогичности литературного произведения, разрабаты вавшееся М. М. Бахтиным на протяжении всей научной деятельности, развивается им также в исследовании стилистики романа. Существенным и принципиальным мо ментом в теории речевых жанров М. М. Бах тина, уточняющим и расширяющим наше представление о литературных жанрах, и в частности о жанре романа, является раз граничение ученым жанров по принципу первичности и вторичности. Согласно М. М. Бахтину, первичные жанры являются простыми, а вторичные - сложными жанрами. Вторичные (сложные) жанры - романы, драмы, различные научные исследования, большие публицистические жанры - возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения - художественного, научного, общественно публицистического. В процессе своего формирования они вбирают в себя и перера батывают различные первичные (простые) жанры, сложившиеся в условиях непосред ственного речевого общения. Первичные жанры, входящие в состав сложных, транс формируются в них и приобретают особый характер: утрачивают непосредственное от ношение к реальной действительности и к реальным чужим высказываниям [3, 252]. Следует отметить, что в современной научной литературе при рассмотрении со отношения понятий жанра и дискурса, вто ричные, по М. М. Бахтину, жанры соотно сятся с дискурсами высшего порядка. Так, согласно И. В. Силантьеву, интенциональ- ность романа в целом расположена в поле эстетических коммуникативных стратегий. Следовательно, собственные, присущие жанру интенции романа отвечают общим и частным целям (стратегиям) эстетического дискурса [7, 17-21]. Роман как целое, по М. М. Бахтину, - это «многостильное, разноречивое, разно голосое явление». Специфика романной стилистики состоит в движении темы по языкам и речам, в ее диалогизации и зара жении разноречием и разноголосием пред метно-смыслового мира романа. Диалоги- зация темы не позволяет потерять ни один голос, вместе с тем все голоса переклика ются, сходясь к высшей - авторской - по зиции. Таким образом, с точки зрения сти листики роман - это «художественно организованное социальное разноречие, иногда разноязычие, и индивидуальная разноголосица» [1, 76]. Многоголосие и разноречие в романе сливаются в строй ную художественную систему, каждый элемент которой участвует в раскрытии смысла целого. Такой роман с новыми 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=