Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ № 5, 2008 Моим, взойдет солнце правды и исцеление в емлющее творчество, призванное «одухо- лучах его,,. » (Мал., 4: 2). В контексте поэмы творить нашу действительную жизнь», представление о дневном светиле, возрож- Характеризуя жизнетворческие устрем- дающем к жизни любимую, природу и чело- ления как «космическое прельщение», вечество, связано с мотивом искупительной Бердяев писал, что «правда тут была жертвы поэта. в жажде красоты преображенного космо- Идея Маяковского о перерождении са» [4, 198]. Волевое усилие художника- вселенной силой вложенных в искусство визионера, воплощенное в магически чар находится в русле религиозно- действенном поэтическом слове, способ- философских воззрений Серебряного века, но, по Маяковскому, преобразить сущее «Единственный путь» в будущее Вл. Со- и воссоздать мир по вечным законам ловьев определял как «теургию» - всеобъ- Любви, Добра и Красоты. D. U. Shalkov CHRISTIAN AND PAGAN MOTIVES IN THE POEM «FLUTE-LIKE SPINE» BY V. V. MAYAKOVCKY This article is focused on Christian and pagan motives and their aesthetic and func tional significance in the poem “Fiute-like spine” by V.V. Mayakovcky. The poet’s artis tic system was formed in the context of religious and philosophical idea of Silver Century. The representatives of Russian Spiritual Renaissance rejected «historical» Christianity be cause of its inability to hold pagan joy of earthly being. Synthesis of Christ and Dionis images in the poem «Flute-like spine» dates back to aesthetic concepts of Nitshe and Ivanov Vach. «The Pagan Christ» ofMayakovcky creates the perfect universe by force of poetic word. Harmonious unity ofman, nature and society are its basis. Литература 1. Маяковский, В. В. Поли. собр. соч.: В 13 т. / В. В. Маяковский - М.: ГИХЛ, 1955— 1961.-Т . 1. 2. Аполлодор. Мифологическая библиотека. - М.: ACT; Астрель, 2004. 3. Белая, Г. Авангард как богоборчество / Г. Белая // Вопр. литературы, 1992 - № 3. 4. Бердяев, Н. А. Русская идея. Судьба России / Н. А. Бердяев. - М.: Сварог и К, 1997. 5. Воскресенская, М. А. Символизм как мировидение Серебряного века / М. А. Вос кресенская. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. 6. Иванов, Вяч. И. Эллинская религия страдающего бога / Вяч. И. Иванов // Эсхил. Трагедии. - М.: Наука, 1989. 7. Ницше, Ф. Сочинения: В 2 т. / Ф. Ницше. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. 8. Петрова, Н. А. Мотив «флейты»: Маяковский и Мандельштам / Н. А. Петрова // Лит. обозрение, 1993.-№9-10. 9. Спивак, Р. С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский: Учеб. пособие / Р. С. Спивак. - М.: Флинта; Наука, 2005. 10. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Дж. Фрэзер- М.: ACT, 1998.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=