Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого «В начале было Слово, и Слово было у Бо­ га, и Слово было Бог» (Ин., 1: 1). В поз?.*;е «Флейта-позвоночник» носи­ телем поэтического Логоса выступает тво­ рец «всего, что празднично». Мессианская жертвенность поэта и его самоотречение во имя «грядущих правд» порождают ус­ тойчивые ассоциации с душевными и те­ лесными страданиями, выпавшими на долю евангельского Искупителя. Будучи «реаль­ ной силой», просветляющей и пересоз­ дающей весь мир, искусство, по мнению Маяковского, способно воссоединить по­ этический Логос и живую Плоть в бес­ прецедентном «тайно-творении» жизни. Традиционные атрибуты поэтического твор­ чества наделяются в поэме архетипической символикой и функционируют в качестве инструментов Страстей. «Не слова - судо­ роги, слипшиеся комом», напоминают по­ эту гвозди, которыми Спаситель был при­ колочен к крест)'; контакт с «бумагой» равноценен акту Распятия; а игра героя «на флейте, на собственном позвоночнике» не что иное, как игра на струнах своей соб­ ственной израненной души. Так угвержтается вера в жизнестрои­ тельную силу слова, в возможность обнов­ ления действительности средствами художе­ ственного творчества. «Нечеловечья магия» слов, воплощаясь в дионисийское буйство первородных стихий, пробуждает витальный дух, продуцирующий хаос и стремление к самореализации. В теургическом преобра­ жении мира судьба лирического «я» не пред­ ставляется безнадежной. Распятие неизмен­ но сулит воскресение и вечный круговорот жизни и смерти: исполнив свое духовное предназначение, поэт должен погибнуть, чтобы заново родиться в творчестве. «Язы­ ческий Христос» Маяковского уже не в силах помнить о том, какой сегодня «год, день, число»: во имя исстрадавшегося чело­ вечества чудеса Распятия и Воскресения пребудут вечно. Этот сюжетный мотив, включающий в себя христианско-языческие коннотации, ассоциативно связан не только с Пасхой, но и с весенними праздниками в честь умирающих и воскресающих богов, к сонму которых относится и Дионис. Его древний экстатический культ представ­ лял собой комплекс обрядово-магических действий, направленных на то, чтобы «обеспечить возрождение растительной и животной жизни, находившейся зимой на грани отмирания» [10, 404]. У Маяков­ ского смерть и воскресение Христа- Диониса позволяет «довоплотить, осуще­ ствить идеал» гармоничного мироустрой­ ства (В. Альфонсов). В орбиту созидательной деятельности поэта-демиурга вовлекается «вся вселен­ ная». С первозданным дионисийским не­ истовством «глашатай грядущих правд» приступает к новому миротворению. То­ тальное переустройство бытия, затраги­ вающее «жизни всех стихий», заставляет «вызолачиваться в солнце» «цветы и тра­ вы» [1, 208]. На смену «страшной» ночи приходит сияющий всеми цветами радуги день. «Солнечное золото» воплощает ду­ шевное богатство, счастье и изобилие; го­ лубое небо, зелень травы и благоухание цветов - красоту земного мира. Фито- морфная и солярная образность выражает мысль об универсальной связи между че­ ловеком, природой и социумом. Иисуса Христа казнили весной. Наступлением вес­ ны сопровождается и распятие поэтического Логоса. В художественной реальности пьесы Пасха и Весна объединены, что объясняется их временной и семантической соотнесенно­ стью. Это время года как своеобразная точка отчета в структуре природного цикла актуа­ лизирует идею вечного возрождения и пред­ рекает начало новойжизни. «Христианские» и «языческие» мик­ ропространства нередко накладываются друг на друга. Демонстрируя дуализм и антиномичность бытия, Маяковский на­ полняет образ солнца символически ем­ ким, поливалентным содержанием. Будучи источником света и тепла, солнце олице­ творяет творческую активность, могучую жизненную силу, чувственность и вечную молодость. Реализующиеся в поэме архе- типические категории - любовь, страсть, ревность - нивелируют христианскую ан­ титезу духа и плоти: «Вымолоди себя в моей душе. / Празднику тела сердце вы- знакомь» [там же, 206]. С другой стороны, изображение солнца часто присутствует в иконописных сценах распятия, выражая всеобщую скорбь по поводу смерти Христа: «А для вас, благоговеющие пред именем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=