Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ИСТОРИЯ № 5, 2008 местах, можно сказать следующее: идеаль ный профессиональный образ честного, ответственного чиновника, который пред ставлен нам в «Инструкции эконому», не совпадал с тем образом, который присут ствовал у зависимых от этих чиновников слоев населения, о чем свидетельствуют выявленные нами злоупотребления пред ставителей административного аппарата, на что есть указания в «Податном Уставе». При этом злоупотребляли своей властью чиновники как высших, так и низших ран гов, о чем свидетельствуют Тебтюнисские папирусы. Характеризуя взаимоотношения между местной администрацией и трудо вым населением, следует отметить, что они строились на основе притеснения жителей. Но известны и случаи покровительства чи новников как отдельным лицам, так и це лым деревням. Оказание патронажа, надо полагать, влекло за собой личную зависи мость человека или группы людей от «бла годетеля», что представляло собой способ получения внеэкономической прибыли. Еще в фараоновском Египте админи страция была грамотна, поскольку все чи новники были выходцами из прихрамовых школ Мемфиса и Фив. Будущие чиновники получали разностороннее образование: среди основных предметов были чтение, письмо, грамматика, география, история и основы техники 15. При поступлении на административную должность хорошее знание гуманитарных и точных наук в равной степени позволяло чиновникам с легкостью переходить с одного госу дарственного поста на другой 16. Ввиду этого профессионализм должностных лиц заключался именно в наличии разно стороннего образования, а не в облада нии какими-либо специализированными знаниями для занятия той или иной должности. В отличие от фараоновского Египта, управление полисами Древней Греции с IV в. до н. э. осуществлялось немного численным слоем олигархов - богатейших людей полиса |7. Они также не получали специальной подготовки в области управ ленческой деятельности. Их профессиона лизм, видимо, заключался в наличии у них высшего образования: знаний по филосо фии, риторике, точным наукам. С приходом Птолемеев все высшие го сударственные посты в Египте стали зани мать греки, в то время как местные египет ские чиновники переместились на низшие ступени административной лестницы. Профессиональная пригодность египет ских чиновников теперь заключалась, ве роятно, не столько в многостороннем об разовании, сколько в гом, владели ли они греческим, который стал при Птолемеях официальным языком, для составления документов на имя царя или диойкета !8. Для греческих чиновников профессио нальное соответствие заключалось в том, позволяло ли их образование должным об разом выполнять свои должностные обя занности, осуществляя контакт с местной администрацией, поскольку, наряду с гре ческим, египетский язык продолжал ис пользоваться для составления документов на местах. В результате главным критери ем профессиональной пригодности для занятия высших должностей (диойкета и экономов) стало знание двух языков - гре ческого, как официального языка Птолеме евской державы, и местного, египетского. Эконом и все остальные чиновники нома, заведовавшие откупом, должны бы ли знать помимо родного греческого еще и египетский язык. Это подтверждается тем, что в их обязанности входило вывешива ние двуязычных объявлений о сдаче на откуп имущества в номе: «... чиновники, ведающие сдачей на откуп, пусть вывесят в пункте сбора налогов на десять дней усло вия откупа, записанные на греческом и ме стном языках...» 19. Поэтому можно пред положить, что знание египетского языка было важным критерием для претендентов на административные должности. Благодаря «Инструкции эконому» мы можем говорить о том, что одного только знания египетского языка было недоста точно для характеристики профессиональ ной пригодности главного финансового представителя власти в номе. Вероятно, это определялось тем, что эконом выпол нял не только финансовые операции во вверенном ему податном округе. «Инст рукция эконому» закрепляет за ним мно жество контрольных функций: контроль над озеленением нома («заботься о том, чтобы посадка местных деревьев произво-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=