Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ПЕДАГОГИКА № 5 , 2008 Н. Е. Зернова, Е. С, Еремин ТЕХНОЛОГИЯМОДУЛЬНОГООБУЧЕНИЯ В статье рассматривается технология модульного обучения. Описана сущность модульной системы, ее достоинства и недостатки как педагогической технологии и отличия принципиального характера от традиционной системы обучения. Актуальные проблемы реализации технологии модульного обучения описаны, опираясь на реальный опыт преподавателей Узловского машиностроительного коллед­ жа в котором она активно внедряется, атакже ГулГУ иТГПУ им. Л. Н. Толстого. Технология модульного обучения поя­ вилась и приобрела большую популяр­ ность в учебных заведениях США и Запад­ ной Европы в начале 60-х годов XX в. В последнее время получило широкое рас­ пространение в практике работы опытных итворческих преподавателей. Это связано прежде всего с тем, что данная технология позволяет одновременно осуществлять проблемное обучение, дифференцирован­ ный подход к студентам, рейтинговую сис­ тему оценки знаний и другие педагогиче­ ские технологии. Модульное обучение еще называют «блочным», так как весь изучае­ мый материал делится на крупные модули (блоки) по содержанию, а затем проводит­ ся итоговое зачетное занятие. Модульное обучение характеризуется системным изменением всего процесса обще­ ния, затрагивающим содержание образования, методы преподавания и методы учения. При правильно организованной и отработанной модульной технологии, достигается качест­ венное усвоение материала и развитие самих студентов, методы заучивания здесь успеш­ но заменяются глубоким пониманием всего материала. В ходе модульного занятия опре­ деляется исходный уровень знаний и умений студентов, затем они получают информацию по изучаемой теме. В учебной и обучающей деятельности, в условиях модульного подхода к организа­ ции учебного процесса, становится необхо­ димым выявление скрытых возможностей повышения эффективности обучения и в то же время неизбежна борьба с потерями учебного и обучающего времени из-за орга­ низации учебного процесса, не учитываю­ щей современные дидактические, физиоло­ гические и психологические нормативы. Одной из основных целей модульного обучения является формирование у сту­ дента навыков самообразования, т. е. ори­ ентирование его на саморазвитие. Модули строятся с сочетанием ком­ плексных, интегративных и частных дидак­ тических целей. Обучающая технология модульного обучения сводится к следующему: 1) законченность содержания блоков; 2) интеграция видов и форм обучения; 3) достигаемость каждым студентом поставленных целей и умение работать са­ мостоятельно. При проблемном подходе в обучении информационно-методическое содержание модуля должно предусматривать элементы проблемного характера. Это могут быть вопросы, задачи логического содержания, ситуационные задачи, задания для практи­ ческих и лабораторных работ и т. д. в зави­ симости от вида занятий (урок, лекция, се­ минар, лабораторные и практические заня­ тия, курсовое проектирование) и от их организационной формы (фронтальная ра­ бота, групповая, индивидуальная). Планирование и программирование при модульном обучении заключается в определении зон ближайшего и перспек­ тивного развития студента. Процесс усвоения при модульной орга­ низации обеспечивает глубину и прочность усвоения за счет раскрытия существенных сторон нового материала различных форм материализации новых знаний. Поэтому важно строить процесс обучения в согласии с процессом усвоения: на этапе объяснения проецировать новые знания на определен­ ные виды познавательной деятельности, показывать использование знаний при

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=