Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого должен содействовать формированию соци­ ально значимых мотивов учения, духовному возвышению, нравственному становлению, побуждать к сопереживанию, взаимопомо­ щи, объединять детский коллектив на ос­ нове одной цели, единых принципов взаи­ моотношений. В-третьих, в педагогическом процессе должен быть дан простор твор­ честву, сообразительности, самостоя­ тельности, познавательной и обществен­ ной активности детей; характер общения, культивируемый в детском коллективе, должен помогать каждому ребенку разви­ вать свою истинную человеческую приро­ ду» [там же, 46-47]. Ш. А. Амонашвили утверждает, что «педагогический процесс должен постоянно стимулировать и поощ­ рять созидательную, самостоятельную учебно-познавательную деятельность всех и каждого, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем», т. е. «должен харакгеризоваться ярко выраженной раз­ вивающей тенденцией»; что «педагогиче­ ский процесс - это сотрудничество педа­ гога с ребенком, когда учитель помогает ученику в преодолении трудностей», так как «посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, психологического комфорта при сс преодо­ лении. ,,» [там же, 50-54]. Следует отметить, что многие школы г. Рязани активно используют в своей дея­ тельности основные принципы «педагоги­ ки целостной жизни детей и взрослых» Ш. А. Амонашвили, в частности средние школы № 51 и № 67. Учителя отмечают, что методика педагога-новатора позволяет им установить отношения сотрудничества, сотворчества, взаимопомощи с детьми, роди­ телями, коллегами на уроке и вне его, помо­ гает в создании благоприятных условий для обучения, воспитания и развития школьни­ ков младшего возраста. В свою очередь, уче­ ники и родители отмечают, что детям нра­ вится учиться, они с удовольствием ходят в школу, так как их не унижают, для них соз­ дают комфортные условия, им позволяют делать свой собственный выбор, и вообще - они являются сотрудниками своих учителей. Таким образом, можно сделать вывод, что концептуальные идеи педагога-экспе- риментатора Ш. А. Амонашвили, появив­ шиеся в середине XX столетия, актуальны, применимы и значимы в школе XXI века. N. A. Kopylova SH. A. AMONASHVILY'S CONCEPTUAL PRINCIPLES OF «CHILDREN AND GROWN-UPS ENTIRE LIFE PEDAGOGICS» The article is devoted to Sh.A. Amonashvily's main principles and methods. Sh. A. Amonashvily is one of the innovators of the 80lhof the 20lhcentury. His principles are directed to the creation of good conditions of cooperation, creative work, help be­ tween schoolchildren and teachers on lessons and curricular activities, to the education, bringing up and growth of the individuality of modem children. Литература • 1. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-пед. исслед. / Ш. А. Амонашвили- М.: Педагогика, 1984. 2. Амонашвили, Ш. А. В школу - с шести лет / Ш. А. Амонашвили // Пед. поиск - М.: Педагогика, 1987-С. 9-56. 3. Давыдов В. В. Амонашвили / В. В. Давыдов // Рос. пед. энцикл.; Под ред. В. В. Давы­ дова: В 2 т. - М.: Большая рос. энцикл., 1999. - Т. 1.-С. 32. 4. Роботова, А. С. Воспитание гуманистических взаимоотношений на уроке / А. С. Ро- ботова // Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление: Межвуз. сб. науч. тр. - Д.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=