Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
ПЕДАГОГИКА № 5, 2008 гог-новатор констатирует, что «введение классов для шестилеток в целостную сис тему начальной школы даст возможность более рационально построить учебные планы и программы, сократить учебную нагрузку младших школьников, увеличить время на обучение родному языку, матема тике, труду, музыке, рисованию» [там же, 14]. Ш. А. Амонашвили считает, что шестилет ние дети, обучаясь в школе, готовятся к ро ли учеников: «Чтобы стать учеником, ребенок, кроме усвоения общеучебных умений, должен достичь определенного уровня психического и социально нравственного развития, а именно: 1) уметь учиться, т. е. владеть первоначальными способами учебно-познавательной дея тельности, стремиться к их совершенство ванию и обогащению; 2) иметь мотиваци онную основу учения, т. е. хотеть учиться; 3) обладать достаточно развитой волей, т. е. способностью мобилизовать усилия для решения различного рода задач; 4) пони мать свой общественный долг ученика; 5) быть готовым жить в коллективе, активно включаться в коллективную познаватель ную и общественно полезную деятель ность; 6) видеть себя глазами товарищей, учителей, близких людей и стремиться к самосовершенствованию» [там же, 34-35]. Все эти качества, по убеждению педагога- новатора, приобретаются в результате це ленаправленно организуемой педагогом коллективной творческой деятельности де тей на каждом уроке. Отделить школьный урок от окру жающей жизни невозможно, так как они взаимосвязаны. А. С. Роботова отмечает выдвинутый Ш. А. Амонашвили принцип продолжения жизни ребенка на уроке [4], заключающийся в том, что ребенок не мо жет приходить в школу без своих впечат лений, переживаний и т. д., так как именно на уроках должно брать начало воспитание отзывчивости, чуткости, сорадости, сочув ствия, сопереживания, сотворчества, со трудничества. Ш. А. Амонашвили выступает за то, чтобы учителя не предъявляли ученикам строгих требований, не делали постоянных замечаний, не упрекали, не наказывали, не «пугали» плохой отметкой, так как это порождает у детей чувство страха, неуве ренности в сеое, вызывает отвращение к школс, лишает их радости познания, со вершенствования, напряженного труда ума и души. Надо научить школьников радо ваться успехам других, приходить на по мощь в любой ситуации. Обобщая резуль таты своего многолетнего эксперимента, Ш. А. Амонашвили пишет: «В нашем экс периментальном обучении недопустимы такие антипедагогические меры, которые, подчеркивая успехи или неудачи школьни ка, вычленяют его из детского коллектива и противопоставляют ему...» [1, 180]. Ш. А. Амонашвили предлагает орга низовать связь между старшими и млад шими школьниками через шефскую помощь детскому саду, начальным классам и т. д., отменить балльные оценки, не допускать сравнения ребят друг с другом. По его мнению, обучение должно начинаться сра зу на нескольких доступных школьникам уровнях, например обучение чтению - от знакомства с буквами до беглого чтения. Педагог-экспериментатор считает, что не бывает трудных детей. «Ребенок стано вится трудным потому, что воспитатели не нашли методов воздействия, адекватных его индивидуальности, не создали необхо димых условий для преобразования его личности» [2, 37]. Ш. А. Амонашвили убежден - в осно ве педагогического процесса должен ле жать личностно-гуманный подход к детям, что позволит превратить учеников в актив ных союзников учителя в своем же обу чении, воспитании и развитии, которым следует участвовать в построении уроков, в составлении и планировании заданий и т. д. В педагогическом процессе ребенка должно постоянно сопровождать чувство свободного выбора, чтобы он мог прини мать и осознавать учебную задачу как вы бранную им самим. Ш. А. Амонашвили разработал следующие требования к педа гогическому процессу: «Во-первых, содер жание, атмосфера общения, стиль взаимо отношений должны помогать ребенку учиться, усваивать все истинно человече ское, познавать себя как человека, взращи вать чувство собственного достоинства, самоуважения, сознание, что с ним счита ются, в нем нуждаются, его замечают, це нят. Во-вторых, педагогический процесс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=