Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ПЕДАГОГИКА № 5, 2008 гог-новатор констатирует, что «введение классов для шестилеток в целостную сис­ тему начальной школы даст возможность более рационально построить учебные планы и программы, сократить учебную нагрузку младших школьников, увеличить время на обучение родному языку, матема­ тике, труду, музыке, рисованию» [там же, 14]. Ш. А. Амонашвили считает, что шестилет­ ние дети, обучаясь в школе, готовятся к ро­ ли учеников: «Чтобы стать учеником, ребенок, кроме усвоения общеучебных умений, должен достичь определенного уровня психического и социально­ нравственного развития, а именно: 1) уметь учиться, т. е. владеть первоначальными способами учебно-познавательной дея­ тельности, стремиться к их совершенство­ ванию и обогащению; 2) иметь мотиваци­ онную основу учения, т. е. хотеть учиться; 3) обладать достаточно развитой волей, т. е. способностью мобилизовать усилия для решения различного рода задач; 4) пони­ мать свой общественный долг ученика; 5) быть готовым жить в коллективе, активно включаться в коллективную познаватель­ ную и общественно полезную деятель­ ность; 6) видеть себя глазами товарищей, учителей, близких людей и стремиться к самосовершенствованию» [там же, 34-35]. Все эти качества, по убеждению педагога- новатора, приобретаются в результате це­ ленаправленно организуемой педагогом коллективной творческой деятельности де­ тей на каждом уроке. Отделить школьный урок от окру­ жающей жизни невозможно, так как они взаимосвязаны. А. С. Роботова отмечает выдвинутый Ш. А. Амонашвили принцип продолжения жизни ребенка на уроке [4], заключающийся в том, что ребенок не мо­ жет приходить в школу без своих впечат­ лений, переживаний и т. д., так как именно на уроках должно брать начало воспитание отзывчивости, чуткости, сорадости, сочув­ ствия, сопереживания, сотворчества, со­ трудничества. Ш. А. Амонашвили выступает за то, чтобы учителя не предъявляли ученикам строгих требований, не делали постоянных замечаний, не упрекали, не наказывали, не «пугали» плохой отметкой, так как это порождает у детей чувство страха, неуве­ ренности в сеое, вызывает отвращение к школс, лишает их радости познания, со­ вершенствования, напряженного труда ума и души. Надо научить школьников радо­ ваться успехам других, приходить на по­ мощь в любой ситуации. Обобщая резуль­ таты своего многолетнего эксперимента, Ш. А. Амонашвили пишет: «В нашем экс­ периментальном обучении недопустимы такие антипедагогические меры, которые, подчеркивая успехи или неудачи школьни­ ка, вычленяют его из детского коллектива и противопоставляют ему...» [1, 180]. Ш. А. Амонашвили предлагает орга­ низовать связь между старшими и млад­ шими школьниками через шефскую помощь детскому саду, начальным классам и т. д., отменить балльные оценки, не допускать сравнения ребят друг с другом. По его мнению, обучение должно начинаться сра­ зу на нескольких доступных школьникам уровнях, например обучение чтению - от знакомства с буквами до беглого чтения. Педагог-экспериментатор считает, что не бывает трудных детей. «Ребенок стано­ вится трудным потому, что воспитатели не нашли методов воздействия, адекватных его индивидуальности, не создали необхо­ димых условий для преобразования его личности» [2, 37]. Ш. А. Амонашвили убежден - в осно­ ве педагогического процесса должен ле­ жать личностно-гуманный подход к детям, что позволит превратить учеников в актив­ ных союзников учителя в своем же обу­ чении, воспитании и развитии, которым следует участвовать в построении уроков, в составлении и планировании заданий и т. д. В педагогическом процессе ребенка должно постоянно сопровождать чувство свободного выбора, чтобы он мог прини­ мать и осознавать учебную задачу как вы­ бранную им самим. Ш. А. Амонашвили разработал следующие требования к педа­ гогическому процессу: «Во-первых, содер­ жание, атмосфера общения, стиль взаимо­ отношений должны помогать ребенку учиться, усваивать все истинно человече­ ское, познавать себя как человека, взращи­ вать чувство собственного достоинства, самоуважения, сознание, что с ним счита­ ются, в нем нуждаются, его замечают, це­ нят. Во-вторых, педагогический процесс

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=