Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. JI. Н. Толстого Н. А. Копылова КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕОСНОВЫ«ПЕДАГОГИКИЦЕЛОСТНОЙ ЖИЗНИДЕТЕЙИВЗРОСЛЫХ»Ш. А. АМОНАШВИЛИ Статья раскрывает основные принципы и методы педагога-новатора Ш. А Амонашвили, которые направлены на создание благоприятных условий со трудничества, сотворчества, взаимопомощи детей и учителей на уроке и вне урока, на обучение, воспитание и развитие личности современного ребенка. Минуло 20 лет с того момента, когда впервые были научно обоснованы и введе ны в научный оборот основные принципы и методьг педагогики сотрудничества. Од ним из ее создателей и вдохновителей был грузинский педагог Ш. А. Амонашвили (род. в 1931 г.), который научно обосновал и проверил на практике принципы, усло вия и содержание работы с младшими школьниками, способствующие становле нию социально значимых мотивов учения, гуманистической направленности педаго гической деятельности и всестороннему развитию личности детей в возрасте 6 лет. С 1964 г. LU. А. Амонашвили руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, воспитания и развития, в том числе детей с 6 лет в условиях школы, в г. Тбилиси. В. В. Давыдов называет сис тему Ш. А. Амонашвили «педагогикой це лостной жизни детей и взрослых», которая «строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчест вом и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы - опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школь ные занятия в “уроки счастья жизни”, по знания, общения, взросления» [3; 32]. По мнению Ш. А. Амонашвили, педа гоги должны «быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть» [2, 9], быть отзывчивыми, великодушными, человечными, так как «доброта и отзывчи вость предполагает терпение, выдержку, отношение к неудачам учеников как есте ственному явлению в сложном труде уче ния» [там же, 41]; делить свою доброту поровну между своими воспитанниками; быть способными «радоваться тому, что каждый из детей растет, взрослеет, совер шенствуется» [там же]; уметь общаться с учениками; бьгть оптимистами; приобщать учеников к духовным и материальным ценностям своего народа и других народов; быть посредниками между учебным мате риалом и учениками; завоевывать любовь детей, так как «только через любовь к сво ему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общест ва» [там же, 11]; уметь понимать детей, т. е. «стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела как серьез ные... не подчинять их... власти, а, опира ясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни...» [там же, 10]. Об учителе Ш. А. Амонашвили пишет следующее: «Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан толь ко новым человеком ... < > ... учитель сам должен быть личностью, ибо личность мо жет быть воспитана только личностью...» [там же, 39]. Ш. А. Амонашвили, опираясь на тру ды J1. С. Выготского и других ученых и подробно изучив шестилетний возраст ребенка, отмечает, что этот возраст наибо лее благоприятный период для его умст венного развития, максимального развития всех его задатков и социальной подготовки к школьной жизни. Для этого надо вовремя способствовать реализации возможностей ребенка, ориентируясь на завтрашний день его развития, эффективность которой зави сит от мастерства учителя, от его умения вовремя прийти на помощь, установить от ношения сотрудничества с учеником. Педа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=