Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. JI. Н. Толстого Н. А. Копылова КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕОСНОВЫ«ПЕДАГОГИКИЦЕЛОСТНОЙ ЖИЗНИДЕТЕЙИВЗРОСЛЫХ»Ш. А. АМОНАШВИЛИ Статья раскрывает основные принципы и методы педагога-новатора Ш. А Амонашвили, которые направлены на создание благоприятных условий со­ трудничества, сотворчества, взаимопомощи детей и учителей на уроке и вне урока, на обучение, воспитание и развитие личности современного ребенка. Минуло 20 лет с того момента, когда впервые были научно обоснованы и введе­ ны в научный оборот основные принципы и методьг педагогики сотрудничества. Од­ ним из ее создателей и вдохновителей был грузинский педагог Ш. А. Амонашвили (род. в 1931 г.), который научно обосновал и проверил на практике принципы, усло­ вия и содержание работы с младшими школьниками, способствующие становле­ нию социально значимых мотивов учения, гуманистической направленности педаго­ гической деятельности и всестороннему развитию личности детей в возрасте 6 лет. С 1964 г. LU. А. Амонашвили руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, воспитания и развития, в том числе детей с 6 лет в условиях школы, в г. Тбилиси. В. В. Давыдов называет сис­ тему Ш. А. Амонашвили «педагогикой це­ лостной жизни детей и взрослых», которая «строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчест­ вом и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы - опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школь­ ные занятия в “уроки счастья жизни”, по­ знания, общения, взросления» [3; 32]. По мнению Ш. А. Амонашвили, педа­ гоги должны «быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть» [2, 9], быть отзывчивыми, великодушными, человечными, так как «доброта и отзывчи­ вость предполагает терпение, выдержку, отношение к неудачам учеников как есте­ ственному явлению в сложном труде уче­ ния» [там же, 41]; делить свою доброту поровну между своими воспитанниками; быть способными «радоваться тому, что каждый из детей растет, взрослеет, совер­ шенствуется» [там же]; уметь общаться с учениками; бьгть оптимистами; приобщать учеников к духовным и материальным ценностям своего народа и других народов; быть посредниками между учебным мате­ риалом и учениками; завоевывать любовь детей, так как «только через любовь к сво­ ему учителю ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общест­ ва» [там же, 11]; уметь понимать детей, т. е. «стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела как серьез­ ные... не подчинять их... власти, а, опира­ ясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни...» [там же, 10]. Об учителе Ш. А. Амонашвили пишет следующее: «Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан толь­ ко новым человеком ... < > ... учитель сам должен быть личностью, ибо личность мо­ жет быть воспитана только личностью...» [там же, 39]. Ш. А. Амонашвили, опираясь на тру­ ды J1. С. Выготского и других ученых и подробно изучив шестилетний возраст ребенка, отмечает, что этот возраст наибо­ лее благоприятный период для его умст­ венного развития, максимального развития всех его задатков и социальной подготовки к школьной жизни. Для этого надо вовремя способствовать реализации возможностей ребенка, ориентируясь на завтрашний день его развития, эффективность которой зави­ сит от мастерства учителя, от его умения вовремя прийти на помощь, установить от­ ношения сотрудничества с учеником. Педа

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=