Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. fl. Н. Толстого «The History of the World»), лишь с одним изменением - определенный артикль усту пил место в романе Дж. Барнса неопреде ленному («А History of the World in 10 Уг Chapters»). Еще раз Джулиан Барнс подчер кивает в сильной позиции (заглавие), что нет истории-аксиомы, а есть лишь история- версия, и у каждого выжившего правда своя. Именно в связи с этим в дискурсе ро мана регулярно встречаются слова: writer (38), imagine (32), truth (25), survivor (18), appear (18), believe (14), version (6). Говоря об истории, Дж. Барнс указы вает на ее власть над человеком и одно временно на то, что, по сути дела, она бес полезна, так как никогда не способствовала и не способствует переменам в человеке в лучшую сторону, человек отказывается учиться на ошибках предшественников: «We get scared by history; we allow ourselves to be bullied by dates. In fourteen hundred and ninety-two Columbus sailed the ocean blue. And then what? Everyone became wiser? People stopped building new ghettoes in which to practise the old persecutions? Stopped making the old mistakes, or new mis takes, or new versions of old mistakes?» (Barnes 1989:239). Дж. Барнс так же утверждает, что объективная правда недостижима и вина в этом именно истории: «We all know objective truth is not obtainable, that when some event occurs we shall have a multiplic ity of subjective truths which we assess and then fabulate into history, into some God-eyed version of what “really” happened» (Barnes 1989:239). Единственный выход, по Дж. Барнсу, - это безнадежно верить в существование объективной истины, так же как мы наивно верим в то, что любовь может сделать нас счастливыми, хотя наверняка знаем, что такое не может произойти, но это в любом случае лучше, чем поднять руки и сдаться, приняв одну из историй мира одного из множества лжецов: «Still we must believe in love, just as we must believe in free will and objective truth. .. .We may not obtain it, or we may obtain it and find it renders us unhappy; we must still believe in it. If we don’t, then we merely surrender to the history of the world and to someone else’s truth» (Barnes 1989: 244). Постмодернистский автор постоянно прибегает к использованию метатекста в своих произведениях. Литературное те чение постмодернизм уже не может суще ствовать без иронии, которая очень часто строится на разрушении метатекста. Не возможно передать децентрированность, сложность и хаотичность современного мира, рассматривая явления лишь с одной стороны, постмодернизм многогранен и относится к жизни с большой долей ци низма, подвергая сомнению и глумливой оценке устои современного общества. Лишь ставя под вопрос истинность мета повествований, можно изобразить совре менный непреложный мир, неоднозначный и полный противоречий. Y. Y. Bronina ON THE DEVELOPMENTOF THE THEME OF UNDERSTANDING THE PAST IN THEWORKS BY JULIAN BARNES The article is devoted to the problem of understanding the past in the novels by the British author Julian Barnes who is a representative of the post-modernist trend in con temporary literature. The analysis of the novels “The History of theWorld in 10 'ЛChap ters”, “Flaubert’s Parrot”, “England, England” allows the author of the article to make a conclusion that the concept of HISTORY is one of the key concepts in the works of J. Bames.The research into the structure of the conceptual field HISTORY makes it pos sible to model the process of understanding of the post-modernist attitude to the past. Литература 1. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин,- М.: Интрада, 1998. 2. Bames, J. A Story of the World in 10 ‘/2 Chapters / J. A. Barnes. - N.Y.: Vintage Interna tional, 1990. 3. Bames, J. Flaubert’s Parrot / J. Bames. - N. Y.: Vintage International, 1990.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=