Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
№ 5, 2008 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого в романе «Англия. Англия» (England, England, 1998), повествующем о тематиче ском парке, построенном на острове Уайт и вмещающем на своей территории копии всех достопримечательностей Англии. Сам сюжет подтверждает тот факт, что история не способствовала стабилизации общества ни в созданном парке, ни в самой стране, и лишь после того, как история и география Англии приобрели полярные основы, на юге Британских островов появилось новое, несмотря на отсутствие истории и традиций, вполне стабильное государство «Anglia», где люди вели счастливую и размеренную жизнь: «Without traffic, the village felt safer and closer; without television, the villagers talked more, even if there seemed less to talk about than before. <...> Villagers learned to leave their cottages unlocked» (Barnes, 2000 : 265). В романе с иронией говорится и о ра боте самих историков, которая больше по хожа на написание прозы на основе реаль ных событий, чем на изложение фактов: «This marked the start of the second period, over which future historians would long disagree» (Barnes 2000 : 261). После «Попугая Флобера» у Барнса была идея написать своего рода книгу- путеводитель по Библии с тем же рассказ чиком, позже он от нее отказался, но мно гое из романа перешло в следующий ро ман, который назывался «История мира в 10 Уг главах» (A History of the World in 10 '/2 Chapters, 1989), где снова была затро нута тема осознания прошлого. Ключевое слово романа вынесено в сильную позицию текста - заглавие, что подчеркивает его концептуальную значи мость. Longman Dictionary of English Lan guage and Culture дает следующую трактов ку понятия «история» (history): «... the real events of the past;(the study of) events in the past, such as those of a nation, arranged in or der from earlier to later times, especially events concerning the rulers and government of a country, social and trade conditions etc.; the development of something during the period inwhich it had existed» (LDELC 1998: 630). Как мы видим, словарь указывает на академичность данного понятия и на его тесную связь с событиями прошлого и на стоящего. Главной отличительной чертой понятия «история» (history) является дос товерность и высокая значимость для об щества в целом и отдельного индивида в частности, так как оно несет в себе науч ную информацию о развитии как общест ва, культуры, так и отдельной области зна ния, обладать которой должен каждый воспитанный человек, а преподавать такой аспект науки, как история, имеет право лишь дипломированный специалист. Проведение стилистического анализа по выявлению ключевых слов романа Джулиана Барнса «История мира в 10 /г главах» показало, что к таковым после его прочтения можно отнести: love (58), history (53), the Ark (51), Noah (50), woodworm (40), writer (38), imagine (32), reindeer (29), truth (25), world (20), survivor (18), appear (18), believe (14), lecture (13), version (6). Все вышеперечисленные слова связаны с содержанием произведения и повторяют лексику, которая там употребляется. Уже по набору ключевых слов можно судить о том, что понятие «история» (history') бу дет трактоваться в романе совершенно по- иному, нежели в словарных статьях, кото рые были приведены выше. В романе ключевые слова history, historian, historical встречаются более 70 раз, формируя центральную зону кон- цептосферы «история» (history). С данны ми словами парадигматически и синтагма тически сближаются слова, обобщение семантики которых позволяет смоделиро вать структуру концептосферы «история» (history) данного произведения. Анализ всех контекстов, обнаруживающих инди видуальные, порой уникальные представ ления писателя об истории, позволяют их обобщить и представить концептосферу «история» (history) в виде поля. Ядром концептосферы является обоб щенная когнитивно-пропозициональная структура, которая представлена двумя аспектами: субъектом и причиной-источ ником. В романе Джулиан Барнс показы вает ложность представлений о достовер ности истории как науки и настаивает на отнесении данного понятия не к научным предметам, а скорее к еще одному литера турному жанру. Для того, что бы увидеть это на материале романа, выделим субъект истории и причину-источник истории.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=