Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008
1 Ы С туд енч еск ая научная работа Ю. Е. Бронина ОРАЗВИТИИТЕМЫОСМЫСЛЕНИЯПРОШЛОГО ВПРОИЗВЕДЕНИЯХДЖУЛИАНАБАРНСА Статья посвящена проблеме осмысления прошлого в романах британского пи сателя Джулиана Барнса, творчество которого принадлежит к постмодернистскому течению в современной литературе. Анализ романов «История мира в 10 'А главах», «Попугай Флобера», «Англия, Англия» приводит автора статьи к выводу о том, что концепт «история» является одним из ключевых в творчестве Дж. Барнса. Исследо вание структуры концептосферы «история» позволяет смоделировать понимание постмодернистского отношения к прошлому. Характерной особенностью постмо дернизма как литературного течения явля ется «недоверие к метарассказам» (Lyotard 1979: 7). Термин «метарассказ», под которым понимается любой свод знаний с целью объяснения и одновременно оправдания происходящего в буржуазном обществе, впервые ввел французский ученый Жан- Франсуа Лиотар в работе «Постмодернист ский удел» (Lyotard 1979). Если модерни сты ставили метаповествование во главе угла, то постмодернисты используют его только как основу для своей пародии с це лью доказать бессмысленность и неодно значность выбранной «объяснительной системы» (Lyotard 1979): искусства, науки, религии, истории. Примером деконструкции метатекста в современной литературе постмодерна является роман Джулиана Барнса «Попу гай Флобера» (Flaubert's Parrot, 1984). В книге два главных героя: француз - пи сатель Гюстав Флобер и англичанин - быв ший врач, флоберист-любитель Джеффри Брейгуэйт, от лица которого ведется пове ствование. Главный герой, путешествуя по родным местам своего любимого писателя, пытается переосмыслить не только свою жизнь, но и биографию Флобера и прихо дит к выводу, что истина здесь неодно значна: «The trawling net fills, then the biog rapher hauls it in, sorts, throws back, stores, fillets and sells. Yet consider what he does not catch: there is always far more of that. ...But think of everything that go away, that fled with the last deathbed exhalation of the bi- ographee» (Barnes 1990: 38). На протяжении всего повествования герой убеждается в том, что версий жизни Флобера может быть столько, сколько было зеленых попугаев на полках Музея Естественной Истории в Роено: «Of the original fifty only three remained. ...I stared at them for a minute or so, and then dodged away. Perhaps it was one of them» (Barnes 1990 : 190). Герой также ставит под вопрос однозначность исторических фактов и са му возможность получения достоверных знаний о прошлом: «How do we seize the past? How do we seize the foreign past? We read, we learn, we ask, we remember, we are humble; and then a casual detail shifts every thing» (Barnes 1990 : 90). Размышления приводят героя к неиз бежному выводу, что конечная истина нам не доступна, а история - это всего лишь еще один литературный жанр: «... history is merely another literary genre: the past is auto biographical fiction pretending to be a parlia mentary report» (Barnes 1990 : 90). Подобные идеи автор высказывает и в других своих произведениях, например
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=