Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №5 2008

ПУБЛИКАЦИЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО № 5 , 2008 Как и любой постмодернистский роман, произведение Эмиса отмечено ин­ тертекстуальными включениями. Литера­ турный постмодернизм иногда называют «цитатной литературой». Игра с цитатами создает так называемую интертекстуаль­ ность, которая, по мнению Р. Барта, «пред­ ставляет собой общее поле анонимных формул, происхождение которых редко можно обнаружить, бессознательных или автоматических цитаций, даваемых без ка­ вычек» [6,103]: «Then you park the car and walk toward a long array of wood-clad build­ ings, expecting to be met by a forest ranger or boy-scout or a chipmunk. Here comes Chip. Here comes Dale. Here comes Woody Wood­ pecker, wearing a reversed baseball cap»; «Bax Denziger, incidentally is famous: TV-famous...Three or four years ago he fronted a series on Channel 13 called «The Evolution of the Universe»; «ЕТ GRITIS SICVT DEI SCIENTES BONVM ET MALVM. I got a translation from a kid who was passing: And you will be like gods, knowing good and evil. That’s Genesis, isn’t it? And isn’t it what the Serpent says?» [9, 88-89] Введение в нарратив романа много­ численных аллюзий на героев различных реальных мультипликационных сериалов и ведущих телеканалов, на библейские сюжеты и их современное переосмысление помогает формированию одной из наибо­ лее важных концептуальных метафор по­ стмодернистской литературы - «мир- хаос». Ироническое описание многочис­ ленных способов убийства собственной жены является тому подтверждением: «Sometime in the Fifties a man made a homicidal breakthrough. He planted and detonated a bomb on commercial airliner: To kill his wife. A man could bring down - perhaps brought down - a 747: To kill his wife. The terrorist razes a city with a suitcase H-bomb: To kill his wife. The President entrains central thermonu­ clear war: To kill his wife» [там же, 127]. Часто в постмодернистских произве­ дениях ирония, пародия перерастают в пастиш, который представляет собой одно­ временно и фантазию, и пародию, либо автопародию. Важно и следующее разли­ чие: классическое литературное произве­ дение ясно дает понять, где автор говорит серьезно, а где - иронизирует, то в постмодер­ не эта граница размыта, и читатель, как правило, остается в недоумении - где па­ родия, а где искренний, подлинный текст. Писатель-постмодернист, разрушая тра­ диционные повествовательные стратегии и отвергая привычные способы организа­ ции текста, находится в поиске определен­ ных средств, позволяющих объединить внешне фрагментированный материал. Для читателя таким средством становится ав­ торская ирония, направленная на оценку окружающего мира и объединяющая гете­ рогенный текстовый материал в единое целое. О. N. Filina ABOUT SOME PRINCIPLES OF TEXT-FORMATION IN MODERN ENGLISH POST-MODERNISTNOVEL The article is devoted to the study of text-formation principles in post-modernist lit­ erary work. Some textual strategies typical of this conception are displayed and analysed in the following article. Theoretical material is supported by practical analysis of Martin Amis novel «Night Train». Литература 1. Андреев, Л. П. Художественный синтез и постмодернизм / Л. П. Андреев // Вопр. литературы. - 2001. - № 1. - С. 3-38. 2. Анисимова, Е. Е Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материа­ ле креолизованных текстов): Учеб. пособие для студентов фак. иностр. яз. вузов / Е. Е. Анисимова. - М.: Академия, 2003. 3. Затонский, Д. Ю. Постмодернизм в историческом интерьере / Д. Ю. Затонский // Вопр. литературы. - 1996. - № 3,- С. 182-205.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=