Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007

№ 4,2007 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ное, прикладное и техническое знания). Но она может быть отнесена и к творчеству как таковому. Применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму дея­ тельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т. е, важных для формирования личности как общест­ венного субъекта [6]. В процессе овладения опытом творческой деятельности у студентов постепенно формируются такие качества, как познавательная самостоятельность и спо­ собность творчески решать те или иные задачи. При этом включение студентов в актив­ ную творческую деятельность предполагает не только рассказ о творческом процессе, знакомство с результатами исследовательского поиска других людей, но и создание предпосылок и условий такой деятельности, которая побуждала бы их к проявлению ак­ тивности и самостоятельности. Исключительно важную роль в воплощении данной цели играет использование творческих заданий, обращенных к учащимся. Задача в данном случае выступает как педагогическая цель, воплощенная в конкретном материале с уче­ том уровня подготовленности и ближайших резервных возможностей личности и коллек­ тива [3]. Практика обучения будущих учителей информатики в педагогическом вузе по­ казывает, что студенты, выполняя творческие задания, могут не только более глубоко и всесторонне изучать те или иные явления, не только выражать своё отношение к изу­ чаемому, высказывать свою точку зрения, не только переносить известные способы ре­ шения в новые условия, но и находить принципиально новые алгоритмы и способы полу­ чения искомого результата. Исходя из вышеизложенного, творческим заданием будем считать учебное задание, предполагающее стимуляцию познавательной активности учащихся, поиск новых знаний и нестандартных способов решения задачи, выражающих индивидуальные склонности, способности, личный опыт человека. Предлагаемые студентам творческие задания долж­ ны отвечать следующим требованиям: - отражать систему и логику содержания учебного предмета; - учитывать актуальный уровень развития и учебной подготовки, чтобы создавать реальные условия развития учащихся; - содержать ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости; - создавать положительную мотивацию выполнения задания; - иметь объективные (социальные, материальные) предпосылки, условия для творчества. Каждое творческое задание должно быть творчески выполнено. Признаками творче­ ски выполненного задания являются: - наличие логики в содержании и целостность работы; - оригинальность и нестандартность действий, способов решения задачи; - раскрытие новых сторон изучаемых явлений, качественная новизна конечного про­ дукта творческого акта; - отражение в творческой работе индивидуальных склонностей, способностей и ин­ дивидуального опыта учащегося. При разработке творческих заданий интересным представляется рассмотрение отли­ чий творческих задач от задач занимательных. Прежде чем их рассматривать, обратимся к некоторым простейшим примерам задач творческого типа, для того чтобы выяснить их особенности. Задача 1. Как из шести спичек сложить четыре равносторонних треугольника? Задача 2. Как четырьмя прямыми линиями, не отрывая от бумаги ручки или каран­ даша, перечеркнуть расположенные квадратом девять точек? Задача 3. В соответствии с придуманным исполнителем разработайте систему ко­ манд по его изучению. Все эти задачи имеют одну и ту же особенность - необходимость применения нетра­ диционного способа мышления, необычного выявления проблемы, выхода мысли за пре­ делы привычного способа рассуждений. В задаче 1, например, необходимо отойти от привычных попыток искать ее решение в плоскости и обратиться к пространственным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=