Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ № 4, 2007 Ю=М=Марты.нюк,- С. Б=Осмаловская РОДЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ВПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В статье рассматриваются роль и значение творческих заданий в подготовке будущих преподавателей информатики. На основе анализа психолого-педагоги- ческой и методической литературы дается определение понятия «творческое зада ние», выделяются требования, предъявляемые к творческим заданиям, рассматри ваются отличия творческих заданий от заданий занимательного характера. Определяя направления своей работы, многие психологи и педагоги, работающие в образовании, стремятся выбрать максимально эффективные виды деятельности. Одним из таких видов, по мнению многих специалистов, является работа по развитию креатив ности, творческих способностей детей, которые могут проявляться в мышлении, обще нии, характеризовать личность в целом. Принимая во внимание, что развитие творческих способностей возможно у всех детей (независимо от уровня их интеллектуального разви тия) и способствует более успешному решению любых жизненных проблем, необходи мость работы педагогов и психологов в этом направлении крайне ценна. Важную роль в формировании креативности личности играют творческие задания. Под этим термином мы понимаем задания, не решаемые по готовым образцам, а прогно зирующие новые решения, в которых необходима догадка, которые выражают индивиду альные склонности, способности и опыт человека. На сегодняшний день в психолого-педагогической и философской литературе суще ствует достаточно много трактовок понятия «творчество». Так, например, в Большом эн циклопедическом словаре творчество рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общест венно-исторической уникальностью [1]. В словаре по культурологии находим следующее определение: «Творчество - деятельность, сущность и отличительная черта которой со стоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека, социума» [5]. Психология подразумевает под данным термином «психический процесс создания новых ценностей» [7]. Философы творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующейся дея тельности духа, творческой фантазии [4]. Все трактовки совпадают в одном - в том, что творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Таким образом, понятия творчества и творческой деятельности можно считать синонимами. Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива, создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творче ской деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить тради ционным способом. Оригинальный продукт деятельности получается в результате фор мулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т. п. Предпосылками творческой деятельности явля ются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия. Принято выделять следующие виды творческой деятельности, которые могут быть представлены тремя основными группами: 1. Деятельность по выдвижению принципиально новых решений; 2. Деятельность по детализации, конкретизации, проработке этого нового с целью определения принципиальной возможности его практической реализации; 3. Деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах. Такая классификация творческой деятельности родилась в рамках современного науковедения и относится прежде всего к видам научного творчества (фундаменталь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=