Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ № 4, 2007 тики. Системы компьютерной математики» была полностью переработана; 6. Изменилось название самой темы 6 («Системы открытого образования»). Тео рия изменена частично и перенесен из те мы 5 первой редакции раздел 6.3. Введение в искусственный интеллект. Практическая часть УМК по дисцип лине «Информационные системы» разра ботана для шести тем и включала в себя практические занятия и лабораторные ра боты, которые дополнялись работами сту дентов и примерами. Основная цель курса - сформировать представление об информационных систе мах как хранилищах информации, снаб женных процедурами ввода, поиска, раз мещения и выдачи информации. Подготовка специалиста по информа тике, работающего в сфере образования, подразумевает ознакомление с назначени ем, принципами функционирования и ра ботой классических информационных сис тем: информационно-справочных систем, автоматизированных систем управления, систем автоматизированного проектирова ния и др. В учебном процессе наиболее удобно использовать сетевую версию, поэтому к началу 2005/06 учебного года для учеб но-методического комплекса была разра ботана технологическая оболочка. Сетевая версия комплекса содержала следующие разделы: Программа; Лекционный курс; Практические занятия; Лабораторные ра боты; Самостоятельная работа; Контроль ные задания; Литература. Внутреннее содержание всех разделов изменялось: лекционный курс по каждой теме пополнился тестами (компьютерный вариант для самоконтроля) и контрольны ми вопросами; практическая часть ком плекса наполнилась примерами (образца ми) выполнения заданий; была также составлена «Рабочая тетрадь» студента. Разработанный электронный учебно методический комплекс по дисциплине «Информационные системы» является в то же время электронным образовательным ресурсом, который предназначен для изу чения дисциплины «Информационные сис темы» блока дисциплин предметной под готовки учебных планов. Связь электронного образовательного ресурса с коммуникационными техноло- гиями позволяет встраивать его в модель дистанционного обучения открытого обра зования. Фактически «начинка» исходных модулей - это и есть содержимое цен тральной зоны распределенной информа ционной базы, что позволяет избегать многократного копирования учебного ма териала для теоретических, практических и лабораторных занятий. Кроме того, этот подход упрощает последующее нормиро вание образовательной области и экспер тизу встраиваемых в систему педагогиче ских материалов. Содержание комплекса составлено таким образом, что отдельные темы могут рассматриваться в качестве самостоятель ных элементов (модулей), которые в сово купности дают систему понятий и отра жают базовые положения теории информационных систем, а также предос тавляют сведения, использующиеся для обучения в едином образовательном про странстве для различных форм обучения: очной, заочной, открытой и при самостоя тельном изучении дисциплины. В описанном учебно-методическом комплексе значительное внимание уделя ется проблеме использования информаци онных систем в обучении. Гипертекстовая структура информаци онно-аналитических и учебно-методичес ких материалов обеспечивает организацию базы знаний на основе присоединения но вых знаний к уже существующим. Это по зволяет обучающимся связывать новые знания с теми, которыми они уже овладе ли, формировать взаимосвязи между эле ментами знаний, создавая свою систему знаний. Использование технологии гипер текста обеспечивает изложение учебной информации на различных уровнях, и обу чающийся сам выбирает уровень изучения и объем учебного материала, то есть сам определяет индивидуальный маршрут обу чения. Оптимально спроектированная сис тема управления позволяет быстро перехо дить к любому модулю информационного образовательного ресурса. После доработки первой редакции и экспериментального использования УМК по дисциплине «Информационные систе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=