Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ № 4, 2007 тики. Системы компьютерной математики» была полностью переработана; 6. Изменилось название самой темы 6 («Системы открытого образования»). Тео­ рия изменена частично и перенесен из те­ мы 5 первой редакции раздел 6.3. Введение в искусственный интеллект. Практическая часть УМК по дисцип­ лине «Информационные системы» разра­ ботана для шести тем и включала в себя практические занятия и лабораторные ра­ боты, которые дополнялись работами сту­ дентов и примерами. Основная цель курса - сформировать представление об информационных систе­ мах как хранилищах информации, снаб­ женных процедурами ввода, поиска, раз­ мещения и выдачи информации. Подготовка специалиста по информа­ тике, работающего в сфере образования, подразумевает ознакомление с назначени­ ем, принципами функционирования и ра­ ботой классических информационных сис­ тем: информационно-справочных систем, автоматизированных систем управления, систем автоматизированного проектирова­ ния и др. В учебном процессе наиболее удобно использовать сетевую версию, поэтому к началу 2005/06 учебного года для учеб­ но-методического комплекса была разра­ ботана технологическая оболочка. Сетевая версия комплекса содержала следующие разделы: Программа; Лекционный курс; Практические занятия; Лабораторные ра­ боты; Самостоятельная работа; Контроль­ ные задания; Литература. Внутреннее содержание всех разделов изменялось: лекционный курс по каждой теме пополнился тестами (компьютерный вариант для самоконтроля) и контрольны­ ми вопросами; практическая часть ком­ плекса наполнилась примерами (образца­ ми) выполнения заданий; была также составлена «Рабочая тетрадь» студента. Разработанный электронный учебно­ методический комплекс по дисциплине «Информационные системы» является в то же время электронным образовательным ресурсом, который предназначен для изу­ чения дисциплины «Информационные сис­ темы» блока дисциплин предметной под­ готовки учебных планов. Связь электронного образовательного ресурса с коммуникационными техноло- гиями позволяет встраивать его в модель дистанционного обучения открытого обра­ зования. Фактически «начинка» исходных модулей - это и есть содержимое цен­ тральной зоны распределенной информа­ ционной базы, что позволяет избегать многократного копирования учебного ма­ териала для теоретических, практических и лабораторных занятий. Кроме того, этот подход упрощает последующее нормиро­ вание образовательной области и экспер­ тизу встраиваемых в систему педагогиче­ ских материалов. Содержание комплекса составлено таким образом, что отдельные темы могут рассматриваться в качестве самостоятель­ ных элементов (модулей), которые в сово­ купности дают систему понятий и отра­ жают базовые положения теории информационных систем, а также предос­ тавляют сведения, использующиеся для обучения в едином образовательном про­ странстве для различных форм обучения: очной, заочной, открытой и при самостоя­ тельном изучении дисциплины. В описанном учебно-методическом комплексе значительное внимание уделя­ ется проблеме использования информаци­ онных систем в обучении. Гипертекстовая структура информаци­ онно-аналитических и учебно-методичес­ ких материалов обеспечивает организацию базы знаний на основе присоединения но­ вых знаний к уже существующим. Это по­ зволяет обучающимся связывать новые знания с теми, которыми они уже овладе­ ли, формировать взаимосвязи между эле­ ментами знаний, создавая свою систему знаний. Использование технологии гипер­ текста обеспечивает изложение учебной информации на различных уровнях, и обу­ чающийся сам выбирает уровень изучения и объем учебного материала, то есть сам определяет индивидуальный маршрут обу­ чения. Оптимально спроектированная сис­ тема управления позволяет быстро перехо­ дить к любому модулю информационного образовательного ресурса. После доработки первой редакции и экспериментального использования УМК по дисциплине «Информационные систе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=