Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ № 4, 2007 им. Л. Н. Толстого конструировался вокруг создания и реализации экологического проекта для студентов и школьников «Го­ род-сад». Идея этого проекта заключалась в следующих ключевых позициях: 1. Каждое учебное заведение имеет (в том или ином виде) пришкольный уча­ сток. Эта территория может быть использо­ вана в процессе экологического образования и воспитания школьников. 2. Осуществление этой работы может происходить в рамках однопредметной, смешанной или много­ предметной модели экологического обра­ зования, то есть при реализации как само­ стоятельного предмета «Экология», гак и элективных курсов, факультативов, круж­ ков. 3. Учебную программу и методиче­ ские материалы, необходимые для реали­ зации учебного процесса, учителя могут разрабатывать самостоятельно или исполь­ зовать авторские программы, издаваемые в учебно-методических сборниках. 4. В струк­ туру, содержание программы и процесс обу­ чения необходимо включать три обяза­ тельных компонента: а) теоретический (изучение экологических проблем глобаль­ ного и регионального характера, пути их решения; изучение экологических законов, основ ландшафтной архитектуры и т. д.); б) практический (формирование умений мониторингового характера по изучению биотических, абиотических, антропоген­ ных факторов, которые могут оказывать влияние на растения, культивируемые на участке; умений по проектированию и соз­ данию на территории пришкольного уча­ стка культурного ландшафта; умений по подбору растений с учетом влияния эколо­ гических факторов и уходу за ними и т. д.); в) созидательный компонент, включаю­ щий в себя конкретную деятельность уча­ щихся по реализации проекта «Город-сад». 5. В идеальном воплощении рассматривае­ мой идеи на территории города могут су­ ществовать столько мини-парков, сколько в нем имеется средних учебных заведений. В процессе этой работы были выделены следующие направления деятельности, кото­ рые реализовывались студентами в рамках курсового и дипломного проектирования: 1. Диагностика мотиваций школьников к изучению экологии: а) анализ мотиваций школьников к теоре­ тическому изучению экологических проблем (на примерешкол г. Тулы иТульской области); б) анализ мотиваций школьников к практической деятельности в процессе изучения экологии (на примере школ г. Тулы и Тульской области). 2. Отбор содержания, конструирование программы и методических материалов программы «Город-сад»: а) принципы отбора содержания обра­ зования при реализации теоретической мо­ дели экологического образования; б) принципы отбора содержания обра­ зования при реализации практической мо­ дели экологического образования. 3. Изучение состояния пришкольных участков школ г. Тулы и использования их в учебно-воспитательном процессе (на примере школ Советского, Центрально­ го, Привокзального, Зареченского и Проле­ тарского районов). 4. Рекомендации по включению терри­ тории пришкольного участка в процесс экологического образования и воспитания школьников. 5. Разработка методических рекомен­ даций по проведению практических работ мониторингового характера на пришколь­ ном участке. 6. Разработка методических рекомен­ даций по изучению садов и парков мира, России, Тульской области. 7. Разработка методических рекомен­ даций по изучению основ ландшафтной архитектуры в процессе экологического образования школьников. 8. Апробация экологических курсов с со­ зидательным компонентом в средних учеб­ ных заведениях г. Тулы иТульской области. N. Kartashova, К Khachaturova SCIENTIFIC WORK OF STUDENTS IN THE SPHERE OF ECOLOGICAL EDUCATION In this article the experience of organizing students’ scientific work in the sphere of ecological education is presented. The work of students within the project «City-Garden» is characterized.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=