Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007

№ 4, 2007 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Н. €=Карташова,- К. С=Хачатурова НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ* В статье представлен опыт организации научной работы студентов в области экологического образования. Охарактеризована работа студентов по созданию кур­ совых идипломныхработ врамках экологического проекта«Город-сад». Основной задачей предметов психолого­ педагогического направления в педагогиче­ ском университете является формирование у студентов знаний и умений, обеспечиваю­ щих выполнение разнообразных функций учителя, а также формирование качеств, по­ зволяющих обеспечить творческий подход к педагогической деятельности. Современные требования, предъявляемые к подготовке учителя экологии, предполагают наличие у него: а) глубоких научных знаний экологии, отличающихся высокой степенью интеграции с предметами как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов; б) умения работать с научной и методической литературой; в) умения самостоятельно выполнять научные исследования по экологии, педагогике, психо­ логии, методике преподавания экологии. Главной функцией дисциплин «Мето­ дика преподавания экологии» и «Экологи­ ческое образование», реализуемых на есте­ ственнонаучном факультете, «Теория и методика экологического образования до­ школьников», реализуемой на социально­ педагогическом факультете, является изу­ чение методической системы формирова­ ния экологических знаний (в различных вариантах и моделях) в средних общеобра­ зовательных учреждениях. Рассматривае­ мая методическая система традиционно включает в себя шесть элементов органи­ зации обучения: цель, содержание, формы, методы, методические приемы и средства обучения. Перечисленные элементы иерар­ хически соподчинены, и выбор каждого последующего элемента соотносится с пре­ дыдущими. Так, выбор форм обучения ме­ тодике преподавания экологии диктуется необходимостью реализации содержания программы предмета и формирования ка­ честв будущего специалиста, отраженных в квалификационной характеристике. В свою очередь, содержание программы определя­ ется целями обучения, опирающимися: а) на позиции профессиограммы - до­ кумента, включающего в себя требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, психологическим способно­ стям, психолого-педагогическим возмож­ ностям человека; б) на требования квалификационной характеристики, описывающей систему зна­ ний и умений, отражающих теоретический и практический опыт учителя в области эко­ логического образования. Два системообразующих элемента - цель и содержание - в большей степени, чем дру­ гие, подлежат стандартизации и (в той или иной степени) государственному контролю. В выборе форм, методов и методических приемов, а также средств обучения препода­ вателям предоставляются широкие возмож­ ности для реализации творческих подходов. Из множества традиционных форм обучения в процессе методической подго­ товки учителя экологии использовались формы, условно относящиеся к трем груп­ пам: формы обучения, направленные на теоретическую подготовку; формы обуче­ ния, связанные с практическим примене­ нием полученных теоретических знаний; формы, обучения, направленные на реали­ зацию творческих способностей. Формы обучения, условно относящие­ ся к третьей группе, связаны с научной работой студентов. Так, процесс методи­ ческой подготовки учителей в области экологического образования в ТГПУ *Работа выполнена прифинансовой поддержке РГНФ (проект№ 06-0671602а/ц)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=