Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007
№ 4, 2007 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Н. €=Карташова,- К. С=Хачатурова НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ* В статье представлен опыт организации научной работы студентов в области экологического образования. Охарактеризована работа студентов по созданию кур совых идипломныхработ врамках экологического проекта«Город-сад». Основной задачей предметов психолого педагогического направления в педагогиче ском университете является формирование у студентов знаний и умений, обеспечиваю щих выполнение разнообразных функций учителя, а также формирование качеств, по зволяющих обеспечить творческий подход к педагогической деятельности. Современные требования, предъявляемые к подготовке учителя экологии, предполагают наличие у него: а) глубоких научных знаний экологии, отличающихся высокой степенью интеграции с предметами как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов; б) умения работать с научной и методической литературой; в) умения самостоятельно выполнять научные исследования по экологии, педагогике, психо логии, методике преподавания экологии. Главной функцией дисциплин «Мето дика преподавания экологии» и «Экологи ческое образование», реализуемых на есте ственнонаучном факультете, «Теория и методика экологического образования до школьников», реализуемой на социально педагогическом факультете, является изу чение методической системы формирова ния экологических знаний (в различных вариантах и моделях) в средних общеобра зовательных учреждениях. Рассматривае мая методическая система традиционно включает в себя шесть элементов органи зации обучения: цель, содержание, формы, методы, методические приемы и средства обучения. Перечисленные элементы иерар хически соподчинены, и выбор каждого последующего элемента соотносится с пре дыдущими. Так, выбор форм обучения ме тодике преподавания экологии диктуется необходимостью реализации содержания программы предмета и формирования ка честв будущего специалиста, отраженных в квалификационной характеристике. В свою очередь, содержание программы определя ется целями обучения, опирающимися: а) на позиции профессиограммы - до кумента, включающего в себя требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, психологическим способно стям, психолого-педагогическим возмож ностям человека; б) на требования квалификационной характеристики, описывающей систему зна ний и умений, отражающих теоретический и практический опыт учителя в области эко логического образования. Два системообразующих элемента - цель и содержание - в большей степени, чем дру гие, подлежат стандартизации и (в той или иной степени) государственному контролю. В выборе форм, методов и методических приемов, а также средств обучения препода вателям предоставляются широкие возмож ности для реализации творческих подходов. Из множества традиционных форм обучения в процессе методической подго товки учителя экологии использовались формы, условно относящиеся к трем груп пам: формы обучения, направленные на теоретическую подготовку; формы обуче ния, связанные с практическим примене нием полученных теоретических знаний; формы, обучения, направленные на реали зацию творческих способностей. Формы обучения, условно относящие ся к третьей группе, связаны с научной работой студентов. Так, процесс методи ческой подготовки учителей в области экологического образования в ТГПУ *Работа выполнена прифинансовой поддержке РГНФ (проект№ 06-0671602а/ц)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=