Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007

j M le - годика ПРЕПОДАВАНИЯ Т. Н. Валуева, И. М. Ахромушкина ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ Вданной статье представлены основные подходы к формированию информа­ ционной культуры будущих учителей химии при изучении дисциплин методиче­ ского цикла. В качестве одной из инновационных форм охарактеризовано исполь­ зованиекомпьютерныхпрезентаций вучебно-воспитательномпроцессе. Одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки будущих спе­ циалистов выступает формирование информационной культуры. Это обусловлено интен­ сификацией процессов информатизации и компьютеризации современного общества и системы образования. Понятие информационной культуры личности рассматривается в исследованиях Е. В. Данильчук, К. К. Колина, Е. С. Полат и характеризуется как со­ ставная часть общечеловеческой культуры. Профессиональная информационная культура включает в себя умения, связанные с поиском и сбором необходимой информации, её переработкой, фиксацией и применением для решения профессиональных задач. Значительные возможности для совершенствования образовательного процесса пре­ доставляют компьютерные технологии, главной особенностью которых выступает ис­ пользование компьютерной информационной среды, включающей в себя базы информа­ ции, гипертекст, мультимедиа, электронные коммуникации и т. д. На этой основе педагоги могут проводить изучение методического опыта и его обмен, осуществлять ана­ лиз и отбор содержания, методов, средств обучения, внедрять нетрадиционные формы работы (интерактивные лекции с использованием мультимедийных презентаций, дистан­ ционные олимпиады, конкурсы и др.). Реализация уникального потенциала компьютерных технологий во многом зависит от готовности участников процесса обучения к внедрению в современное информацион­ но-образовательное пространство. Одним из показателей внедрения может выступать го­ товность к использованию ресурсов Всемирной компьютерной сети - Интернет. При проведении диагностических исследований среди студентов IV курса естественнонаучно­ го факультета выявлено, что подавляющее большинство используют Интернет в научно- исследовательской работе, причем 52 % - систематически, 45 % - эпизодически; у 3 % такой опыт отсутствует. Студенты обращаются к различным видам сайтов, в том числе к сайтам образовательных учреждений, виртуальным библиотекам, электронным энцикло­ педиям и справочникам, электронным учебникам и версиям периодических изданий; ис­ пользуются также поисковые машины. Вместе с тем владение налаженной системой по­ иска информации отмечают у себя лишь 29 % опрошенных, а 50 % действует методом «проб и ошибок», 21 % считает, что соответствующих умений не имеет. Среди основных затруднений использования Интернет-ресурсов были названы: ограниченность матери­ ально-технических ресурсов (50 %), несформированность системы поиска и переработки информации (26 %), недостаточное владение компьютерными умениями в качестве поль­ зователей (17 %), предпочтение интернет-ресурсам традиционных источников информа

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=