Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007

СТУДЕНЧЕСКАЯ РАБОТА № 4, 2007 составляющими технологических средств (тексты, графика, звуковые файлы, сообщения электронной почты). Процессуальный компонент реализуется коммуникативными со­ ставляющими - обмен электронными сообщениями, дискуссионные списки рассылки, интерактивные веб-форумы, видеоконференцсвязь. Заметим, однако, что информацион­ ный и процессуальный компоненты педагогического взаимодействия в электронной об­ разовательной среде все-таки уступают традиционным контактным формам педагогиче­ ского взаимодействия, особенно невербальным способам коммуникации (перцептивный компонент педагогической коммуникации). Компьютерно-опосредованная коммуникация имеет ряд дидактических преиму­ ществ, которые делают ее привлекательной для использования в образовательном про­ цессе. К ним можно отнести гибкость, скорость, письменный характер, объединение информационной и коммуникационной составляющих, личностная направленность, воз­ можности сотрудничества. Происходит изменение традиционных ролей в схемах взаимо­ действия «преподаватель-студенты». Преподаватель в электронной образовательной сре­ де может играть роль наставника, но это не означает его устранение из процесса обучения, хотя он в большей степени «невидим», менее представлен по сравнению с тра­ диционной ролью организатора познавательной деятельности студентов, их самостоя­ тельной работы, научных исследований. В электронной образовательной среде часть традиционных функций преподавателя реализуется обучающей системой, представляющей собой человеко-машинный комплекс, работающий в диалоговом режиме и предназначенный для управления познавательной деятельностью. Сформулируем принципы разработки компьютерных обучающих систем: 1) принцип интерактивности (инициирование постоянного взаимодействия между пользователем и программой посредством диалоговых окон); 2) модульный принцип (изложение учебного материала в структурированном виде); 3) принцип обратной связи (получение информации о ходе процесса обучения, об ус­ воении учащимся учебного материала, о результатах тестирования и выполнения практи­ ческих заданий); 4) контролирующий принцип адекватной оценки (использование специальных спо­ собов, методов и приемов конструирования тестов для определения уровня компетенции учащегося в данной образовательной области); 5) принцип навигации (возможность свободно продвигаться по курсу); 6) принцип доступности изложения материала; 7) принцип систематичности и последовательности в изложении материала; 8) принцип педагогического подхода (проектирование электронного образовательно­ го ресурса необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидак­ тических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать); 9) принцип распределенности (распределение учебного материала по видам пред­ ставлений, по типам носителей, по формам учебной деятельности); 10) принцип возможной организации самостоятельной работы учащихся. Функционирование компьютерной обучающей системы в электронной среде пред­ ставлено на рисунке 1. На повышение качества обучения в электронной образовательной среде нацелено и использование инновационных педагогических методик, что позволяет создать адап­ тивную образовательную среду, максимально учитывающую особенности обучающихся и их индивидуальные потребности. Совершенствование навыков работы преподавателей в электронной образовательной среде позволяет организовать не только самостоятельную познавательную деятельность учащихся, оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем, но и груп­ повую работу, использовать проблемные, поисковые методы учебной деятельности. Та­ ким образом, приоритетным в электронной образовательной среде становится эвристиче­ ский (частично-поисковый) метод обучения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=