Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007

и ТУДЕНЧЕСКАЯ РАБОТА С. А. Бородачев ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАМЕТОДИКУ РАЗРАБОТКИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ Вданной статье рассматривается коммуникативный подход к электронной об­ разовательной среде, предполагающий учет особенностей компьютерно-опосредо­ ванной коммуникации при организации педагогического взаимодействия. Прово­ дится анализ компонентов педагогического процесса в контексте компьютерно- опосредованной коммуникации, выявляются ее дидактические преимущества иоп­ ределяется роль компьютерных обучающих систем в управлении познавательной деятельностьюучащихся. Сучетом этих коммуникативныхособенностейизлагают­ ся принципыразработки компьютерных обучающих систем иприводится функцио­ нальнаямоделькомпьютернойобучающей системы вэлекгронной среде. Для становления электронной образовательной среды должны быть решены не толь­ ко задачи повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения, но и задачи включения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в органи­ зацию образовательного процесса, в реальный учебный процесс. Цели и задачи информа­ тизации высшего образования заключаются в продуктивном использовании компьютер­ ных обучающих систем (КОС), а также в возможности постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками в данной образовательной области. Формируемая из информационного наполнения и коммуникативных возможностей локальных, региональных и глобальных сетей, а также из пространства образовательных учреждений, электронная образовательная среда не является педагогически нейтральной, так как существует необходимость в эффективной педагогической коммуникации и в ор­ ганизации управления образовательным процессом. Таким образом, в организационном плане электронная образовательная среда представляет собой синергетическую комму­ никативную систему. Реализация целей и задач обучения, формирование эффективного взаимодействия участников педагогического процесса обеспечивается посредством педагогической ком­ муникации. Поэтому для повышения эффективности образовательного процесса в элек­ тронной образовательной среде следует использовать коммуникативный подход, накла­ дывающий особенности компьютерно-опосредованной коммуникации на процесс педагогического общения в электронной образовательной среде. В арсенале технологий компьютерно-опосредованной коммуникации имеются серви­ сы обмена текстовыми сообщениями: электронная почта, телеконференции, форумы, IRC, ICQ, а также информационные и интерактивные технологии WWW. Их использова­ ние для формирования электронной образовательной среды существенно изменяет ди­ дактические компоненты обучения и педагогическое взаимодействие. Следует отметить, что в электронной среде информационный (содержательный) и коммуникативный (процессуальный) компоненты педагогического процесса играют более существенную роль, чем при традиционном педагогическом взаимодействии. Со­ держательный компонент реализуется информационными вербальными и невербальными

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=