Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007
и ТУДЕНЧЕСКАЯ РАБОТА С. А. Бородачев ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАМЕТОДИКУ РАЗРАБОТКИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ Вданной статье рассматривается коммуникативный подход к электронной об разовательной среде, предполагающий учет особенностей компьютерно-опосредо ванной коммуникации при организации педагогического взаимодействия. Прово дится анализ компонентов педагогического процесса в контексте компьютерно- опосредованной коммуникации, выявляются ее дидактические преимущества иоп ределяется роль компьютерных обучающих систем в управлении познавательной деятельностьюучащихся. Сучетом этих коммуникативныхособенностейизлагают ся принципыразработки компьютерных обучающих систем иприводится функцио нальнаямоделькомпьютернойобучающей системы вэлекгронной среде. Для становления электронной образовательной среды должны быть решены не толь ко задачи повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения, но и задачи включения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в органи зацию образовательного процесса, в реальный учебный процесс. Цели и задачи информа тизации высшего образования заключаются в продуктивном использовании компьютер ных обучающих систем (КОС), а также в возможности постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками в данной образовательной области. Формируемая из информационного наполнения и коммуникативных возможностей локальных, региональных и глобальных сетей, а также из пространства образовательных учреждений, электронная образовательная среда не является педагогически нейтральной, так как существует необходимость в эффективной педагогической коммуникации и в ор ганизации управления образовательным процессом. Таким образом, в организационном плане электронная образовательная среда представляет собой синергетическую комму никативную систему. Реализация целей и задач обучения, формирование эффективного взаимодействия участников педагогического процесса обеспечивается посредством педагогической ком муникации. Поэтому для повышения эффективности образовательного процесса в элек тронной образовательной среде следует использовать коммуникативный подход, накла дывающий особенности компьютерно-опосредованной коммуникации на процесс педагогического общения в электронной образовательной среде. В арсенале технологий компьютерно-опосредованной коммуникации имеются серви сы обмена текстовыми сообщениями: электронная почта, телеконференции, форумы, IRC, ICQ, а также информационные и интерактивные технологии WWW. Их использова ние для формирования электронной образовательной среды существенно изменяет ди дактические компоненты обучения и педагогическое взаимодействие. Следует отметить, что в электронной среде информационный (содержательный) и коммуникативный (процессуальный) компоненты педагогического процесса играют более существенную роль, чем при традиционном педагогическом взаимодействии. Со держательный компонент реализуется информационными вербальными и невербальными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=