Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007

№ 4, 2007 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого Правовая среда определяет законы и подзаконные акты, связанные с различными видами предпринимательской деятельности. Социально-культурная среда определяет товары, пользующиеся спросом; нравст­ венные и религиозные нормы; отношение к работе, определенному виду деятельности, заработной плате, условиям труда и др. Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, воздейст­ вующего на предпринимательство (например, компьютеризация, информационные тех­ нологии и др.). Географическая среда характеризует природные условия, в которых осуществляет­ ся предпринимательство (доступность сырья, энергоресурсов, климатические сезонные условия, наличие автомагистралей, железных дорог, морских и воздушных путей сооб­ щения и др.). Организационно-техническая среда определяет наличие институтов, с помощью которых можно устанавливать деловые взаимодействия (банки, специализированные фирмы и учреждения, учебные заведения, рекламные агентства, службы трудоустройст­ ва, страховые компании, средства связи и др.). Отметим, что к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся: сдача в аренду основных фондов образовательного учреждения; оказание по­ среднических и предусмотренных уставом услуг и их реализация; ведение приносящих доход операций, не связанных с собственным производством, и др. В спецкурсе рассмат­ риваются правовые аспекты предпринимательской деятельности образовательного учре­ ждения. Особое внимание уделено нами анализу результатов предпринимательской деятель­ ности (конечный результат деятельности, показатели ресурсов и затрат, сравнение запла­ нированных и фактических результатов, эффект от внедрения нововведений и др.). Включая в содержание спецкурса ознакомление студентов с предпринимательской деятельностью в образовании, мы стремились показать роль таких качеств личности, входящих в интегративное понятие «предприимчивость», как предпринимательский риск, ответственность, честность, коммуникабельность и др. Учитывая, что в экономических дисциплинах рассматриваются основы маркетинга и менеджмента, мы в данном спецкурсе сочли необходимым уделить внимание роли предприимчивости в деятельности менеджеров и работников службы маркетинга. Особое место в спецкурсе занимает раздел «Цивилизованный предприниматель». В нем мы пытались раскрыть источники предпринимательского успеха, связывая их с проявлениями предприимчивости личности. Предпринимательский успех основан на желании самоутверждения, на стремлении изменить ход событий и т. д. Предпринимательский успех в образовании мы связываем с повышением качества знаний и умений школьников, подготовленностью их к успешной жизнедеятельности и труду в результате новаторского, творческого ведения учебно-воспитательного процес­ са, внедрения новых авторских программ, использования методов, активизирующих их учебную и предметно-преобразующую деятельность, и т. п. Для понимания студентами значения предприимчивости в любой деятельности мы сочли целесообразным рассмотреть в рамках спецкурса требования к знаниям, умениям и качествам личности предпринимателя. Мы выделили основные требования, предъяв­ ляемые к предпринимателю: - углубленное мышление (по сравнению со средним уровнем); - способность анализировать и подмечать все новое; - знание конкретной рыночной ситуации (с целью обеспечения твердых позиций на рынке); - умение оперировать капиталом и управлять финансами; - способность к ориентации на извлечение максимально возможной прибыли; - умение идти на риск; - умение приспособиться к меняющимся экономическим условиям;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=