Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №4 2007
№ 4, 2007 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого № п/п Название раздела, темы Кол-во часов 4.3 Обучение студентов диагностике сформированности предприимчивости 4 4.4 Пути и средства в деятельности учителя по развитию предприимчивости у школьников 4 ИТОГО: 79 Разработанный нами спецкурс «ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ И ПЕДАГОГИКА» учи тывал, что все студенты получают определенную экономическую подготовку, осуществ ляемую на двух уровнях. Первый уровень - инвариантный - включает в себя базовый стандарт экономиче ской подготовки. Он является обязательным для изучения всеми студентами педвуза, не зависимо от специализации. Это вводный курс в экономику, посвященный крупным и жизненным экономическим проблемам: социально-экономическим и организационно правовым основам предпринимательства в России; доходу семьи и национальному дохо ду; ценам, заработной плате; прибылям и фондовому рынку; нравственным и деловым качествам предпринимателя. Базовый стандарт должен содержать сведения об основах макро- и микроэкономики, экономики предприятия, финансах, маркетинге, менеджменте, необходимые любому образованному человеку XXI века. Обязательность инвариантной части обусловлена еще и тем, что любой учитель дол жен обладать запасом знаний для осуществления экономической и правовой подготовки учащихся средствами своего учебного предмета. На первом уровне базового стандарта необходимо давать студентам педвуза знания об основах экономики системы образования. Уже сегодня школы остро нуждаются в экономически грамотных специалистах, знаю щих экономический механизм функционирования системы образования, источники финан сирования и способы их распределения, горизонтальные и вертикальные связи между раз личными учебно-воспитательными учреждениями, отделами и управлениями образования, министерствами и другими институтами образования; их взаимоотношения и др. Второй уровень - вариативный - может колебаться в достаточно широком диапазо не. Вариативная часть определяется педвузом самостоятельно. При этом учитываются следующие факторы: - место будущей работы выпускника: городская или сельская школа; - специализация факультета; - особенности развития экономики региона, республики, края и др. Специализация факультета педвуза существенно влияет на выбор объема и содер жания вариативной подготовки студентов. На сегодняшний день наиболее насыщены дисциплинами экономического цикла и основ предпринимательства учебные планы ин дустриально-педагогического, биолого-сельскохозяйственного и географического фа культетов. Это объясняется тем, что в функциональный круг задач выпускников этих факультетов, кроме основных профессиональных обязанностей, часто входит и органи зация различных форм и видов трудовой деятельности учащихся. Однако в программах экономической подготовки студентов других факультетов пед вуза крайне мало внимания уделяется формированию предприимчивости у будущих учи телей и обучению их такой работе с учащимися общеобразовательных школ. Содержание программы спецкурса через различные ее разделы и темы (социально- экономические основы предпринимательства; предпринимательство как вид человече ской деятельности; истоки предпринимательского успеха; этика и этикет предпринимате ля; мастерство делового взаимодействия и др.) предусматривало формирование у студен тов качеств личности, входящих в интегративное понятие «предприимчивость». К таким качествам, в частности, относятся:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=