Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005
№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ренность в своих силах вместо беспомощ ности и пессимизма провозглашались при оритетами модифицированного социально го государства. По мнению консерваторов, западные демократии нуждались в коррек ции дисциплины, порядка, труда, нацио нальной культуры. Индивидуализму и кол лективизму противопоставлен принцип субсидиарности, сплачивающий людей в иерархически организованном «плюрали стическом» обществе под эгидой сильной государственной власти узами морального единения, взаимной ответственности, со циальной корпоративности и исторической преемственности. Функцию посредника между индивидом, обществом и государ ством выполняют ассоциации и непо литические промежуточные институты: семья, церковь, соседи, клубы, школа. Представляется, что неоконсервативная модель социального устройства может быть отражена в виде схемы (рис. 1). В целом неоконсерватизм тесно свя зан со своими историческими основами, сохранив почти неизменными смыслооп ределяющие ценности классического кон серватизма: традиций, семьи, религии, со циальной стабильности, крепкого госу дарственного порядка идр. Таким образом, конечным продуктом идейно-политиче ской эволюции стала модель неоконсерва тизма, сумевшего примирить традиционные ценности с новыми тенденциями историче ского развития. Думается, что подчеркиваемая необхо димость и предлагаемые пути выработки действенных механизмов сохранения куль туры, духовности создают реальные пер спективы применения данной концепции современным обществом в условиях соци ального прогресса, обратной стороной кото рого стал опасный разрыв исторической свя зи поколений, потеря человечеством связи со своими онтологическими основами. Е. G. Tronina MODERNIZATIONAL POTENTIAL OF NEOCONSERVATIZM The author of the article «The modernized potential of neoconservatism: the ways of society’s cultural self-defence in conditions of social progress» is Elisaveta Tronina. The introduced article is dedicated to the research of the actual for the majority of post industrial societies problem. It means the necessity of effective protection from a de valuation of national and cultural traditions, historical connection of generation. These negative appearances often come forward as a reverse side of social progress. The great interest produces the conception of neo-conservatives produces, who aspirate to a har monic correlation between the modem tendencies of social and economic, technological development of society and strength of its spiritual fundamentals, traditions and habits. Примечания 1NisbetR. Conservatism: Dream andReality.Minneapolis, 1986. P. 1-2. 2Раков В. М. Россия и Запад: традиция, традиционализм, консерватизм // Ист. метаморфозы консерватизма. Пермь, 1998. С. 29.. 3Франкфуртский диалог. Неоконсерватизм или новое настроение на Западе: Дискуссия о нео консерватизме в журнале «Нойе Гезельшафт» // Неоконсерватизм и «новые правые» в 80-е гг. М., 1986. С. 104-105. 4Тамже. С. 106. 5 Гусев В. А. Становление третьей волны русского консерватизма // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12: Политические науки. 1999.№6. С. 4. 6Шесть лет по дороге к отчаянию. (Беседа Н. Дорошенко с Т. Глушковой) // Наш современ ник. 1991.№ 11. С. 151. 7СмирновИ. Н. Философия смуты // Тамже. С. 174. 8Кара-МурзаС. Г. Уничтожение России // Тамже. 1991.№ 1. С. 140. 9BellD. The cultural contradictions ofcapitalism. N. Y„ 1976. Introduction. 10Фетчер И. Неоконсерватизм и его противоречия // Неоконсерватизм и «новые правые» в80-е гг. М., 1986. С. 13. 1 Цит. по: Галкин А. А., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987. С. 128.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=