Вестник ТГПУ им Л.Н. Толстого №3 2005

№ 3, 2005 ВЕСТНИК ТГПУ им. Л. Н. Толстого ренность в своих силах вместо беспомощ­ ности и пессимизма провозглашались при­ оритетами модифицированного социально­ го государства. По мнению консерваторов, западные демократии нуждались в коррек­ ции дисциплины, порядка, труда, нацио­ нальной культуры. Индивидуализму и кол­ лективизму противопоставлен принцип субсидиарности, сплачивающий людей в иерархически организованном «плюрали­ стическом» обществе под эгидой сильной государственной власти узами морального единения, взаимной ответственности, со­ циальной корпоративности и исторической преемственности. Функцию посредника между индивидом, обществом и государ­ ством выполняют ассоциации и непо­ литические промежуточные институты: семья, церковь, соседи, клубы, школа. Представляется, что неоконсервативная модель социального устройства может быть отражена в виде схемы (рис. 1). В целом неоконсерватизм тесно свя­ зан со своими историческими основами, сохранив почти неизменными смыслооп­ ределяющие ценности классического кон­ серватизма: традиций, семьи, религии, со­ циальной стабильности, крепкого госу­ дарственного порядка идр. Таким образом, конечным продуктом идейно-политиче­ ской эволюции стала модель неоконсерва­ тизма, сумевшего примирить традиционные ценности с новыми тенденциями историче­ ского развития. Думается, что подчеркиваемая необхо­ димость и предлагаемые пути выработки действенных механизмов сохранения куль­ туры, духовности создают реальные пер­ спективы применения данной концепции современным обществом в условиях соци­ ального прогресса, обратной стороной кото­ рого стал опасный разрыв исторической свя­ зи поколений, потеря человечеством связи со своими онтологическими основами. Е. G. Tronina MODERNIZATIONAL POTENTIAL OF NEOCONSERVATIZM The author of the article «The modernized potential of neoconservatism: the ways of society’s cultural self-defence in conditions of social progress» is Elisaveta Tronina. The introduced article is dedicated to the research of the actual for the majority of post­ industrial societies problem. It means the necessity of effective protection from a de­ valuation of national and cultural traditions, historical connection of generation. These negative appearances often come forward as a reverse side of social progress. The great interest produces the conception of neo-conservatives produces, who aspirate to a har­ monic correlation between the modem tendencies of social and economic, technological development of society and strength of its spiritual fundamentals, traditions and habits. Примечания 1NisbetR. Conservatism: Dream andReality.Minneapolis, 1986. P. 1-2. 2Раков В. М. Россия и Запад: традиция, традиционализм, консерватизм // Ист. метаморфозы консерватизма. Пермь, 1998. С. 29.. 3Франкфуртский диалог. Неоконсерватизм или новое настроение на Западе: Дискуссия о нео­ консерватизме в журнале «Нойе Гезельшафт» // Неоконсерватизм и «новые правые» в 80-е гг. М., 1986. С. 104-105. 4Тамже. С. 106. 5 Гусев В. А. Становление третьей волны русского консерватизма // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12: Политические науки. 1999.№6. С. 4. 6Шесть лет по дороге к отчаянию. (Беседа Н. Дорошенко с Т. Глушковой) // Наш современ­ ник. 1991.№ 11. С. 151. 7СмирновИ. Н. Философия смуты // Тамже. С. 174. 8Кара-МурзаС. Г. Уничтожение России // Тамже. 1991.№ 1. С. 140. 9BellD. The cultural contradictions ofcapitalism. N. Y„ 1976. Introduction. 10Фетчер И. Неоконсерватизм и его противоречия // Неоконсерватизм и «новые правые» в80-е гг. М., 1986. С. 13. 1 Цит. по: Галкин А. А., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987. С. 128.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=